КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Балашова, Таня


имяТаня Балашова
оригинал имениTania Balachova
имя при рожденииТатьяна Балашова
дата рождения25.2.1902 (11)
место рожденияСанкт-Петербург, Российская империя
дата смерти4.8.1973
место смертиЛя Ферте-Масе, Орн, Франция
профессияАктриса, Режиссёр театра, Театральный педагог, Сценарист,
imdb_id0049338

Та́ня Балашо́ва (frTania Balachova , — вариант транскрипции: «Tanja Balachowa» , — настоящее имя: Tatiana Balachoff , Татьяна Балашова), 25 февраля 1902, Санкт-Петербург, Россия — 4 августа 1973, Ля Ферте-Масе (Орн), Франция) — французская актриса русского происхождения, режиссёр, театральный педагог, воспитательница звёздной плеяды французских актёров.

Биография

Уже будучи известной театральной актрисой, принимала активное участие в экспериментальной деятельности Антонена Арто, — вместе с будущим мужем Раймоном Руло / Raymond Rouleau играла в спектаклях «Театра Альфреда Жарри» (1927 — 1928).

в «Сollection folio». Сцена из первой постановки «За закрытыми дверями» в , 1944), реж. : ,  (на диване) и Таня Балашова (справа, в тюрбане) 

Во время Оккупации сыграла роль Инэс в первой постановке пьесы Жан-Поля Сартра / «Huis clos» (1944), — впоследствии неоднократно обращалась к этому произведению в качестве режиссёра.

9 декабря'13 в нижегородском театре «Комедiя» состоялся благотворительный концерт «Музыка жизни», организованный фондом НОНЦ в поддержку детей, страдающих он...

Все видео

После войны вместе с Шарлем Дюлленом активно занималась педагогической деятельностью.

В 1954 году поставила «Служанок» Жана Жене (вторая постановка пьесы во Франции).

Вместе с мужем, бельгийским актёром и режиссёром Раймоном Руло, создала Школу драматического искусства, ставшую крайне популярной и значимой для театрального образования Франции.

Среди воспитанников Балашовой — Роже Анен, Жозиан Баласко, Антуан Витез, Мишель Лонсдаль, Стефан Одран, Робер Оссейн, Дельфин Сейриг, Лоран Терзиефф, Жан-Луи Трентиньян, Бернар Фрессон, , и многие другие выдающиеся деятели театра и кино.

Театральные работы

Актриса

  • 1928, 2 июня: Агнес — «Сновидения, или Игра снов», по пьесе А.Стриндберга, реж. А. Арто, — Театр Альфреда Жарри
  • 1930, 24 января: Фердинанда Жадо — «Пачули, или Превратности любви» / «Patchouli ou Les Désordres de l’amour», по пьесе А. Салакру, реж. Шарль Дюллен, —
  • 1931, 1 января: «Дружба» / «Amitié», по пьесе Мишеля Мурге (frMichel Mourguet), реж. , — Театр Марэ, Брюссель
  • 1933, 31 марта: Руфь — «Мир шире» / «L’envers vaut l’endroit», по пьесе Эме Деклек (frAimé Declercq), — Театр Марэ (Брюссель)
  • 1934, 8 марта: Элен — «Расы» / «Les Races», по пьесе Фердинанда Брукнера, реж. , —
  • 1935: «Болезни молодости» / «Le Mal de la jeunesse», по пьесе Фердинанда Брукнера, реж. и Эме Деклек (frAimé Declercq), — , Театр Марэ (Брюссель)
  • 1935: Андромаха — «Троянской войны не будет» / «La guerre de Troie n’aura pas lieu», Жана Жироду, реж. Луи Жуве, —  — играла в очередь с Рене Фальконетти
  • 1936, апрель: «Невинные» / «Les Innocentes», по пьесе Лилиан Хеллман «Детский час» / «The Children’s Hour», реж. , —
  • ?1936: «Тайя» / «Taïa», пьеса , по роману Альбера т’Стерстевенса (frAlbert t'Sterstevens), реж. , —
  • 1937: Андромаха — «Троянской войны не будет», —
  • 1938: «Опасный поворот» / «Virage dangereux», по пьесе Д. Б. Пристли, реж. , —
  • 1942, 1 июля: Иокаста — «Бог невинен» / «Dieu est innocent», по трагедии Люсьена Фабра, муз. Оливье Мессиана, реж. Марсель Эрран, —
  • 1944: «Обман» / «Forfaiture», инсценировка Сэссю Хаякавы, реж. Дюар-сын (frDuard fils), —
  • 1944, 27 мая: Инэс — «За закрытыми дверями» / «Huis clos», по пьесе Ж.-П. Сартра, реж. , —
  • 1945: Миссис Дэнверс — «Ребекка» / «Rebecca», по роману Дафны Дюморье, реж. , —
  • 1946: Инэс — «За закрытыми дверями» / «Huis clos», по пьесе Ж.-П. Сартра, реж. , —
  • 1947: «Незначительная смерть» / «Une mort sans importance», по пьесе и А. Лину (frA. Linou), реж. Иван Ноэ, —
  • 1948, 27 мая: Федора — «Сумасбродная Федора» / «L’Extravagante Théodora», по комедии , реж. Ж.дё Летраз, —
  • 1948, 17 ноября: Моника — «Горести и радости» / «Joyeux Chagrins», Ноэла Кауарда, реж. , —
  • 1950: «Река» / «Le Fleuve», по пьесе Шарля Кордье (frCharles Cordier), реж. Жозе Сканкель (frJosé Squinquel), —
  • 1952, 23 мая: Мадам дё Круасси — «Диалоги кармелиток» / «Dialogues des carmélites», по роману Жоржа Бернаноса, реж. , —
  • 1953: Донна Анна Луна — «Жизнь, которую я тебе даю» / «La Vie que je t’ai donnée», Луиджи Пиранделло, реж. Клод Режи, — , ,
  • 1954, 13 января: Соланж — «Служанки» / «Les Bonnes», по пьесе Жана Жене, реж. Т.Балашова, —
  • 1954, 13 января: Мурашкина — «Утро литератора» / «La Matinée d’un homme de lettres», инсценировка Т. Балашовой, по рассказам А. П. Чехова («Беззащитное существо», «Драма» и др.), —
  • 1955: Анат — «Князь Египта» / «Le Prince d'Égypte», по пьесе , реж. , —
  • 1956, 13 марта: Иностранка — «Мнимые любовники» / «Les Amants puérils», по пьесе Кроммелинка, —
  • 1957: Бернарда — «Дом Бернарды Альбы» / «La Maison de Bernarda Alba», по пьесе Ф. Г. Лорки, реж. , —
  • 1958, 15 февраля: Тарантула — «Романсеро» / «Romancero», по пьесе , реж. Жак Деваль, — Театр Елисейских Полей
  • 1958, октябрь: «Собор пепла» / «La Cathédrale de cendres», по пьесе Берты Домингес Д. (esBerta Dominguez D.), реж. Абель Ганс, — Театр «Альянс Франсез», Париж
  • 1959, 29 января: Варвара Петровна Ставрогина — «Бесы» / «Les Possédés» Альбера Камю, по роману Ф. М. Достоевского, реж. Альбер Камю, —
  • 1961, 16 октября: Мадам Северэн — «Наивные ласточки» / «Naïves hirondelles», по пьесе , реж. Арлетт Рейнерг (frArlette Reinerg), —
  • 1961: «Троянки» / «Les Troyennes», Еврипида, реж. Жан Тассо (frJean Tasso), — (Приз Жюри и приз публики на Театральных играх в Аррасе)
  • 1962, 21 ноября: Оттилия — «Франк V: Опера частного банка» / «Frank V, opéra d’une banque privée», по пьесе Дюрренматта, реж. , Клод Режи, —
  • 1964: Мадам Северэн — «Наивные ласточки» / «Naïves hirondelles», по пьесе , реж. Арлетт Рейнерг (frArlette Reinerg), — Студия Елисейских Полей
  • 1967, 9 июля: «Хоэфоры» / «Les Choéphores», трагедия Поля Клоделя Эсхила, муз. Дариуса Мийо, реж. , — Théâtre des Remparts, Прованс
  • 1967, 15 ноября: Мумия, жена Полковника — «Соната призраков» / «La Sonate des spectres», Августа Стриндберга, реж. , — Театр «Альянс Франсез», Париж
  • 1968, 20 января: Тереза — «„Леди Макбет“» / «„Lady Macbeth“», инсценировка Т. Балашовой, по мотивам произведений А. П. Чехова, реж. Т.Балашова, — ,
  • 1970: «Человек, который ломал комедию» / «L’Homme qui se donnait la comedie», , реж. , —
  • 1972: «Non Stop», по пьесе ', реж. Бронислав Горович (plBronislaw Horowicz), —

Режиссёр

  • 1951, 12 сентября : «Навсикая с Маккензи» / «Nausicaa du Mackenzie», пьеса Т. Балашовой и (frGeorges Arest) по роману ', — Студия Елисейских Полей
  • 1952 : «Осквернитель» / «Le Profanateur», по пьесе ', —
  • 1954, 13 января : «Служанки» / «Les Bonnes», по пьесе Жана Жене, —
  • 1954, 13 января : «Утро литератора» / «La Matinée d’un homme de lettres», инсценировка Т. Балашовой, по рассказам А. П. Чехова («Беззащитное существо», «Драма» и др.), —
  • 1954, 4 мая : «Страх» / «La Peur», по пьесе  — Театр Монсо (frThéâtre Monceau), Париж
  • 1962 : «За закрытыми дверями» / «Huis clos», по пьесе Ж.-П. Сартра, —
  • 1966 : «За закрытыми дверями» / «Huis clos», по пьесе Ж.-П. Сартра, —
  • 1967 : «Добродетельная шлюха» / «La Putain respectueuse», по пьесе Ж.-П.Сартра, —
  • 1968, 20 января : «„Леди Макбет“» / «„Lady Macbeth“», инсценировка Т. Балашовой, по мотивам произведений А. П. Чехова, —
  • 1968 — «Утро литератора» / «La Matinée d’un homme de lettres», инсценировка Т. Балашовой, по рассказам А. П. Чехова, —
  • 1969, 26 ноября : «Разговоры беженцев» / «Dialogues d’exilés», Брехта, —
  • 1969 : «Сюзанна Андлер» / «Suzanna Andler», Маргерит Дюрас, —

Работы в кино

в элегической комедии Ива Робера "Привет, артист!", — кино-оде всей тмотмущей актёрской братии, что от роли к роли перебивается крохотными случайными заработками. 

Факты

  • В своей писательской деятельности использовала псевдоним «Даниэль Скотт» / «Daniel Scott»
  • По воспоминаниям Мишеля Лонсдаля, в 1950-м, когда он записался к Балашовой на курсы, она представляла собой «русскую знатную даму, элегантную, ангельской красоты, и — в тюрбане». Этот головной убор являлся и элементом сценического имиджа актрисы, как свидетельствуют, например, фотографии образа Инэс в первой постановке «За закрытыми дверями» (1944).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить