КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Берримор, Джон


Хорошо поставленный, богатый обертонами, «театральный» голос позволил актёру благополучно миновать барьер звукового кино. Но в 1930-е годы он уже использовал в основном наработанный багаж. Так, в «Зрелище зрелищ» (1929) он декламировал монолог Ричарда Глостера из пьесы Шекспира "Король Генрих VI" (King Henry The Sixth, акт 3, сцена 2); в комедии «Человек из Бленкли» (1930) играл английского лорда; снова предстал капитаном Ахавом в «Моби Дике» (1930), был знаменитым гипнотизёром в «Свенгали» (1931). В «Распутине и императрице» (1932) Берриморы снялись все втроем: брат Лайонел играл Распутина, сестра Этель — царицу, а Джон — Феликса Юсупова. Кончилось все это шумным скандалом. Семейство князя начало процесс о клевете и выиграло его. Студии пришлось заплатить 25 тысяч долларов плюс огромные судебные издержки…

В «Обеде в восемь» (1933) Берримор исполнил близкую ему роль: стареющего знаменитого актёра, пьяницу, теряющего себя. В жизни эта страсть к горячительным напиткам действовала на него все более губительно. Слабела память и приходилось всюду раскладывать суфлёрские карточки. Джон начал часто опаздывать на съёмки, а иногда и вообще не появлялся. Но поскольку его известность все ещё была велика, эти провинности пока сходили ему с рук.

В середине 30-х, когда в Голливуде возникла мода на престижные, прежде всего шекспировские, картины, Д. Селзник даже попробовал его на Гамлета. Но результат оказался печальным: следы разгульной жизни уже отпечатались на лице великого трагика. Правда, Берримору дали одну из второплановых ролей в «Ромео и Джульетте» (1936) — такого рода экранная продукция требовала известных в театральном мире имён. Съёмки же его в «Даме с камелиями» в том же году вообще не состоялись: актёр попал в больницу для алкоголиков.

Гипнотизер Свенгали зовет Трильби. Эпизод из художественного фильма «Свенгали» (США, 1931). Режиссер Арчи Майо (Archie Mayo). В главных ролях: Свенгали — Джо...

Все видео

в фильме « Гранд-отель» 

После возвращения оттуда на главные роли он претендовать не мог — только второстепенные, да и то в фильмах класса «Б». Снимался в детективной серии «Бульдог Драммонд», сыграл небольшую роль Луи XV в «Марии Антуанетте»(1938), старого профессора в «Держите эту студентку» (1938). Не лучше обстояло дело и в театре. Он появлялся на сцене в ужасной пьесе «Мои дорогие дети» вместе со своей четвёртой женой Эллен Барри. Во время гастролей в Чикаго и Нью-Йорке публика приходила главным образом для того, чтобы посмотреть на позор некогда великого мастера: он забывал текст, порол отсебятину, падал на сцене. Берримор и сам понимал всю глубину собственной деградации, ибо в 1940-м спародировал себя в фильме «Великий профиль», а затем повторил это ещё раз в «Партнёрах по игре» (1942). Вскоре актёр умер: на похороны пришлось собирать деньги, ибо в доме не было ни цента.

Несмотря на бесславный закат актёрской карьеры, в истории американского искусства Джон Берримор остался подлинной вершиной, пусть и «разбившейся о быт». Недаром первый биограф актёра Джин Фаулер назвал книгу о нём прощальными словами Горацио, обращёнными к только что скончавшемуся Гамлету: «Спи, милый принц…»

Интересные факты

  • Джон Берримор гастролировал в Сан-Франциско в 1906 году, и был в городе, когда там случилось знаменитое землетрясение. С его именем связана встреча с Энрико Карузо, превратившаяся в анекдот: Одетый со вчерашнего дня в вечерний костюм, он выбрался через завалы отеля «Палас» и увидел рыдающего на перевёрнутом и разбитом экипаже полураздетого, с полотенцем, обмотанным вокруг шеи, Энрико Карузо. Он прижимал к груди фотографию Тедди Рузвельта с автографом — всё, что ему удалось спасти из своего набитого добром гостиничного номера. Щёгольски одетый, во фраке, с бриллиантовыми запонками, Берримор весело окликнул Карузо: «Привет, старина! Печальное зрелище, не правда ли?» Карузо сначала мельком глянул на своего разодетого коллегу, потом посмотрел на него более внимательно и улыбнулся. Абсурдность ситуации изменила его настроение. «Мистер Берримор, — сказал он, — знаете, вы единственный человек в Сан-Франциско, кто приоделся по случаю землетрясения».
  • У Джона есть своя персональная Звезда на Голливудской Аллее Славы, за вклад и развитие киноиндустрии.

Фильмография

  • «Человек из Мексики», 1914;
  • «Раффлз, вор-джентльмен», 1917;
  • «Вот идёт невеста», 1919;
  • «Проба чести», 1919;
  • «Пожиратель лотоса», 1921;
  • «Красавчик Браммел», 1924;
  • «Любимый грубиян», 1928;
  • «Вечная любовь», 1929;
  • «Общий разлом», 1929;
  • «Безумный гений», 1931;
  • «Арсен Люпен», 1932;
  • «Билль о разводе», 1932;
  • «Гранд-отель», 1932;
  • «Прокурор штата», 1932;
  • «Адвокат», 1933;
  • «Ночной полет», 1933;
  • «Воссоединение в Вене», 1933;
  • «Топаз», 1933;
  • «Обед в восемь», 1933;
  • «Давно потерянный отец», 1934;
  • «Двадцатый век», 1934;
  • «Бульдог Драммонд возвращается», 1937;
  • «Месть Бульдога Драммонда», 1937;
  • «Майское время», 1937;
  • «Скандал в ночном клубе», 1937;
  • «Правдивые признания», 1937;
  • «Опасность Бульдога Драммонда», 1938;
  • «Роман во тьме», 1938;
  • «Отродье Севера», 1938;
  • «Великий человек голосует», 1939;
  • «Полночь», 1939;
  • «Невидимая женщина», 1941;
  • «Мировая премьера», 1941.

Литература

  • Джин Фаулер, «Спи, милый принц…» — биография

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить