КИНО / ПЕРСОНАЛИИ
Луспекаев, Павел Борисович
Главная роль П. Б. Луспекаева
в фильме «Белое солнце пустыни»
Главной работой Павла Борисовича за всю его творческую карьеру стала роль, предложенная ему режиссёром Владимиром Мотылём в июле 1968 года, — роль таможенника Павла Верещагина в «Белом солнце пустыни». Поначалу он отказался, но потом согласился, при условии, что у него не будет дублёров. Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки. Съёмки фильма начались в августе 1968 года. В оригинальном сценарии роль Верещагина была незначительной, однако во время съёмки она значительно расширилась за счёт сцен, полностью построенных на импровизации. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию его звали Александр.
После выхода картины на Луспекаева обрушился триумф, его узнавали на улице, о нём, о его игре и актёрском таланте писали журналы и газеты. Так, например, мартовский номер «Советского экрана» за 1970 год писал:
7 марта 2014 г. в возрасте 83 лет ушёл из жизни народный артист РСФСР, актёр театра и кино Анатолий Кузнецов. В 1969 году Анатолий Борисович сыграл культовую...Все видео
До этого Луспекаев как киноактёр был малоизвестен, а его работы в кино, за редким исключением, носили характер случайный, кратковременный и эпизодический. Режиссёры считали Луспекаева чисто театральным актёром, поэтому если и приглашали его на роль, то ограничивались либо ролями второго плана, либо эпизодами. Да и сам Павел Борисович ролям в кино предпочитал роли в театре и многие свои киноопыты не любил. С «Белого солнца пустыни» начался новый период в творческой жизни Павла Луспекаева, он всего себя безраздельно отдал кино.
Последняя роль в кино
Последняя роль Луспекаева в кино была в фильме «Такая длинная, длинная дорога...»; выход фильма задержали из-за цензуры — в первой сцене фильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор цензура вырезала, а фильм был запрещён, он вышел на экраны в 1972 году, уже после смерти Павла Луспекаева, сыгравшего главную роль — Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне сына.
Литература
- Мотыль В. Павел Луспекаев // Актёры советского кино. Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. М.: Искусство, 1973. С.168—183.
- Козаков М. М. О друзьях — актёрах и поэтах: Незадолго: Павел Луспекаев // [ Козаков М. Э., Козаков М. М. ] Три-Михаила-Три / Сост. Е. Е. Зайцева. М.: Рутена, 1999. С.433—446. — ISBN 5-8261-0004-4
- Максимова, Татьяна. // Комсомольская правда. 2002. 20 апреля.
- Пипия, Бесик. // Независимая газета. 2003. 3 февраля.
- Дунаевская, Ольга. // Независимая газета. 2007. 13 апреля.
Книги
- Луспекаев П. Б. Госпожа удача. М.: Зебра Е, 2012. 3284 с., ил. — (Весь XX век). — 3000 экз., ISBN 978-5-94663-071-9
Театральные работы
Большой драматический театр имени М.Горького
- 1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун
- 1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод)
- — «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Георгий Товстоногов — Тимофеев
- 1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Георгий Товстоногов — Виктор Бойцов
- 1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов —Гайдай
- 1961 — «Четвертый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. Агамирзян — Бонар
- — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен
- 1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов —Макар Нагульнов