КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Марджанишвили, Константин Александрович


Последние московские постановки

В последние годы жизни, одновременно с работой в Грузии, Марджанишвили работал в некоторых московских театрах, поставив спектакли:

  • 1931 — в бывшем театре Корша — «Строитель Сольнес» Ибсена (художник — П.Оцхели; в ролях: Сольнес — Н. Соснин; Бровик — Б. Петкер; Гильда — В. Попова);
  • 1933 — в Малом театре — «Дон Карлос, инфант испанский» Ф. Шиллера (художник Арапов; Филипп — Ленин, П. Садовский, Елизавета — Белёвцева, Дон Карлос — Лепштейн, Эболи — Гоголева, Поза — Аксёнов, Ольховский);
  • 1933 — в Московском театре оперетты — «Летучая мышь» Штрауса.

Тбилисский русский драматический театр

  • 1932 — «На дне» М. ГорькогоБольшая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 25. Струнино — Тихорецк. 1976. 600 стр., илл.; 30 л. илл. и карт.

Режиссёр кино

  • 1916 — Любовь всесильная;
  • 1924 — Буревестники;
  • 1927 — Закон и долг;
  • 1927 — Гоги Ратиани;
  • 1927 — Мачеха Саманишвили (совместно с Закарием Беришвили);
  • 1928 — Овод;
  • 1929 — Трубка коммунара.

Киносценарист

  • 1924 — Буревестники;
  • 1927 — Закон и долг;
  • 1928 — Овод (совместно с Виктором Шкловским);
  • 1929 — Трубка коммунара.

Творчество

Роли в театре

  • «Патара Кахи» Акакия Церетели — Патара Кахи (в переводе «Маленький Кахи»)

Постановки в театре

В Киеве

  • 1919 — «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега,
  • 1919 — «Стенька Разин» В. В. Каменского.

Постановки театра комической оперы в Петрограде

  • 1920 — «Дон Паскуале» Доницетти,
  • 1920 — «Тайный брак» комическая опера Д.Чимарозы (либретто Дж. Бертати по комедии Д. Гаррика и Дж. Колмена-старшего),
  • 1920 — «Похищение из сераля» опера (зингшпиль) В.А Моцарта (художник — Радаков; Констанца — Тер-Даниелянц, Главный надсмотрщик гарема — Ростовцев),
  • 1920 — «Так поступают все» опера В.А Моцарта,
  • 1920 — «Бронзовый конь» Д. Обера,
  • 1921 — «Игра интересов» Бенавенте,
  • 1921 — «Гейша» С. Джонса,
  • 1921 — «Птички певчие» Ж. Оффенбаха,
  • 1921 — «Мещанин во дворянстве» пьеса Ж. Б.Мольера,
  • 1921 — «Перикола» оперетта Ж. Оффенбаха.

В Тбилисском театре им. Ш. Руставели

  • 25 ноября 1922 — «Фуэнте оверхуна (Овечий источник)» Лопе де Вега (в ролях : Лауренсия — Т. И. Чавчавадзе, Менго — А. А. Васадзе, Командор — Д. И. Чхеидзе, Фрондозо — Г. М. Давиташвили; музыка — Т. Н. Вахвахишвили),
  • 2 января 1923 — «Затмение солнца в Грузии» комедия одного из первых грузинских драматургов нового времени З. Н. Антонова, в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса. Написанная в1852 г. пьеса после этого прочно вошла в репертуар грузинских театров (художник Сидамон Эристави; В ролях: Минасов — Абашидзе, Геурк — Н. Гоциридзе, Ненэ — Черкезишвили, Рипсимэ — Джавахишвили, Чишмаков — Васадзе, Иванэ — Зурабишвили, «Русский чиновник» — А. И. Южин),
  • 1923 — обличительно-острая пьеса «Раздел» основоположника грузинской реалистической драматургии Г. Эристави,
  • 1923 — «Игра интересов» испанского автора Бенавенте,
  • 1923 — «Голубой паук» бельгийского автора К. Лемонье,
  • 1923 — «Маскотта» Шико, Дюр,
  • 1923 — «Роман» пьеса американского автора Э. Шелдона,
  • 1923 — «Герой» Синга (совместно с C. Ахметели; в ролях: Пегин Майк — Т. И. Чавчавадзе, Кристи Мегон — Г. М. Давиташвили),
  • 1923 — «Человек-масса» немецкого драматурга, близкого экспрессионизму Э. Толлера (совместно с М. Корели),
  • 1924 — «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера (совместно с Корели),
  • 1924 — «Герой Эрети» («Панихида по кнуту») пьеса С. Шаншиашвили о крестьянском восстании в Грузии (совместно с Ахметели),
  • 1924 — «Свет» Гедеванишвили, (совместно с Ахметели, художник И.Гамрекели),
  • 1924 — «Виндзорские кумушки» В.Шекспира (совместно с Ахметели; ; в ролях: мисс Педж — Т. И. Чавчавадзе),
  • 1925 — «Гамлет» В.Шекспира (совместно с Ахметели, художник И.Гамрекели; Гамлет — У. Чхеидзе, Г. М. Давиташвили, Офелия — В. Анджапаридзе, Клавдий — А. А. Васадзе),
  • 1925 — «Дезертирка» Азиани (совместно с Ахметели),
  • 1926 — «Ламара» по Важа Пшавела (совместно с Ахметели, художник Ладо Гудиашвили; в ролях: Миндия — Г. М. Давиташвили),
  • 1926 — пантомима «Мзетамзе» (совместно с Ахметели, художник Ладо Гудиашвили).

Примечание. Большинство из спектаклей 1920—1924 оформлял художник Сидамон Эристави.

Постановки в Тбилисской оперной студии

  • «Тайный брак» комическая опера Д.Чимарозы (либретто Дж. Бертати по комедии Д. Гаррика и Дж. Колмена-старшего),
  • «Паяцы» опера Р. Леонкавалло.

Литература

Гугушвили Э. Н. . М.: Искусство, 1979. 399 с. («Жизнь в искусстве»).



Все видео

Семья

  • Супруга — Надежда Дмитриевна, внучке прославленного актёра В. И. Живокини. Дочь — Д. В. Живокини и внучка В. И. ЖивокиниТеатральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл. (стб. 684).
  • Сын — Марджанишвили, Константин Константинович — математик, академик АН СССР.

Его родители — князья Александр и Елизавета Марджанишвили, сестра — основательница Серафимо-Знаменского монастыря, схиигуменья Фамарь (в миру Тамара Марджанишвили, 1869—1936)

Признание и награды

  • Народный артист Грузинской ССР (1931).
  • Именем Марджанишвили в 1933 году был назван 2-й Государственный драматический театр (ныне Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили).Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь — Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл. (статья Грузинский театр)
  • Именем Марджанишвили названы площадь в Тбилиси, улица в Тбилиси, станция метро в Тбилиси («Марджанишвили» kaმარჯანიშვილი).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить