КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Рифеншталь, Лени


В «Долине» Рифеншталь выступала не только как режиссёр, но и как исполнительница главной роли. Однако работа над фильмом была заморожена из-за её болезни. Летом 1943 года съёмки были продолжены в Испании. Финансирование фильма осуществляло министерство экономики по личному распоряжению Гитлера. Большую часть отснятого материала Рифеншталь перевезла из Берлина в Кицбюель, куда она переехала в ноябре 1943 года. Последние съёмки состоялись в сентябре 1944 года на студии Баррандов в Праге. Работа над фильмом продолжалась вплоть до окончания войны.

Киностудия

В новой гитлеровской столице мира — Германии было запланировано строительство киностудии Рифеншталь площадью 26 000 м².

Последние годы жизни

В 1993 году Лени Рифеншталь дала большое интервью в посвящённом ей фильме «Сила образов». Фильм получил премию «Эмми» и специальный приз кинокритиков в Японии.

В 1962 году я открыла племя Нуба. Племя едва насчитывает десять тысяч человек, но это отдельная лингвистическая общность, совершенно отрезанная от внешнего ...

Все видео

В октябре 1995 года на Международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге состоялась ретроспектива фильмов Рифеншталь. 3 декабря 1998 года в киномузее в Потсдаме открылась посвящённая ей выставка.

В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне вручил ей Золотую медаль Международного олимпийского комитета (хотя медаль и была присуждена ей ещё в 1948 году, получить её она долгое время не могла). В том же году Рифеншталь впервые посетила Россию.

В 2002 году Лени Рифеншталь отпраздновала свой столетний юбилей в кругу друзей и поклонников (среди прочих, например, Зигфрид и Рой).

8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 22:50 в своём доме в городке Пёккинг на Штарнбергском озере. Её спутник жизни, 61-летний кинооператор Хорст Кеттнер, до самого последнего мига не отходил от неё.

У Рифеншталь не было детей, о чём она сожалела.

12 сентября 2003 года в Мюнхене состоялась панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Лени Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище Вальдфридхоф.

Книги

Лени Рифеншталь

  • «Борьба в снегах и во льду» — «Kampf in Schnee und Eis», Verlag Hesse & Becker, Leipzig 1933
  • «То, что осталось за кадром фильма о съезде национал-социалистической партии» — «Hinter den Kulissen des Reichsparteitags-Films», Franz Eher Nachf., München 1935
  • «Красота олимпийской борьбы» — «Schönheit im olympischen Kampf», Deutschen Verlag (Ullstein-Verlag), Berlin 1937
  • «Нубийцы — люди, будто пришедшие с другой звезды» — «Die Nuba — Menschen wie von einem anderen Stern», Paul List Verlag, München 1973
  • «Нубийцы из племени Кау» — «Die Nuba von Kau», Paul List Verlag, München 1975
  • «Коралловые сады» — «Korallengärten» List-Verlag, München, 1978
  • «Моя Африка» — «Mein Afrika», List-Verlag, München, 1982
  • «Мемуары» — «Memoiren», Albrecht Knaus-Verlag, München — Hamburg, 1987
  • «Чудо под водой» — «Wunder unter Wasser», Herbig Verlagsbuchhandlung, München, 1990
  • «Нубийцы» — «Die Nuba», Köln, ISBN 3-933366-41-0 (Lizenzausgabe) — Издание объединяющее в одном томе две книги «Die Nuba» (1973) и «Die Nuba von Kau» (1976).

О Лени Рифеншталь

  • Клаус Краймайер «Фанк — Тренкер — Рифеншталь: немецкий альпинистский фильм и его следствия» — Klaus Kreimeier: «Fanck — Trenker — Riefenstahl: Der deutsche Bergfilm und seine Folgen», Stiftung Deutsche Kinemathek, Berlin 1972
  • Пеги Энн Уоллес «Исторический взгляд на карьеру Лени Рифеншталь в период с 1923 по 1933 годы» — Peggy Ann Wallace: «An Historical Study of the Career of Leni Riefenstahl from 1923 to 1933», Berkeley 1975
  • Ричард М. Барсам «Руководство по „Триумфу воли“» — Richard M. Barsam: «Filmguide to Triumph of the will», Series: Indiana University Press filmguide series, Indiana University Press, Bloomington 1975
  • Глен Б. Инфилд «Лени Рифеншталь. Падшая Богиня» — Glenn B. Infield: «Leni Riefenstahl. The Fallen Goddess», Thomas Y. Crowell, New York 1976
  • Девид Б. Хинтон «Фильмы Лени Рифеншталь» — David B. Hinton: «The Films of Leni Riefenstahl», The Scarecrow Press, Metuchen (NJ.), London 1978
  • Рената Берг-Пан «Лени Рифеншталь» — Renata Berg-Pan: «Leni Riefenstahl», Twayne, Boston 1980
  • Мартин Лойпердингер «Триумф воли — протокол съёмок фильма Лени Рифеншталь» — Martin Loiperdinger: «Triumph des Willens — Einstellungsprotokoll des Films von Leni Riefenstahl», Filmland-Presse, München 1980
  • Петер Новотны «„Триумф воли“ Лени Рифеншталь: к критике документального кино в период фашистской диктатуры» — Peter Nowotny: «Leni Riefenstahls ‚Triumph des Willens‘: zur Kritik dokumentarischer Filmarbeit im NS-Faschismus», Peter Nowotny, Dortmund 1981
  • Чарльз Форд «Лени Рифеншталь — актриса, режиссёр, фотограф» — Charles Ford: «Leni Riefenstahl — Schauspielerin, Regisseurin und Fotografin», Heyne, München 1982
  • Леонардо Кваресима «Лени Рифеншталь» — Leonardo Quaresima: «Leni Riefenstahl», La Nuova Italia, Firenze 1984
  • Купер Си. Грехам «Лени Рифеншталь и Олимпия» — Cooper C. Graham: «Leni Riefenstahl and Olympia», Based in part on the author’s thesis — New York University, Series: Filmmakers no. 13, The Scarecrow Press, Metuchen (NJ.), London 1986
  • Девид Калберт «„Триумф воли“ Лени Рифеншталь» — David Culbert: «Leni Riefenstahl’s Triumph of the will», Series: Research collections in the social history of communications, University Publications of America, Frederick, MD 1986
  • Мартин Лойпердингер «Ритуалы мобилизации — Фильм о съезде НСДАП „Триумф воли“ Лени Рифеншталь» — Martin Loiperdinger: «Rituale der Mobilmachung — Der Parteitagsfilm ‚Triumph des Willens‘ von Leni Riefenstahl», Leske und Budrich, Opladen 1987
  • Дана Джиллспи «Лени: сценарий, основанный на карьере Лени Рифеншталь» — Dana Gillespie: «Leni: a screenplay based on the career of Leni Riefenstahl», North Texas State University 1988
  • Девид Кэлверт Смит «Триумф воли: фильм Лени Рифеншталь» — David Calvert Smith: «Triumph of the Will: a film by Leni Riefenstahl», Original shooting script never before released as written by Leni Riefenstahl herself, Celluloid Chronicles Press, Richardson, Texas 1990
  • Линда Дойтчманн «Триумф воли — образ Третьего Рейха» — Linda Deutschmann: «Triumph of the Will — The Image oft the Third Reich», Longood Academic, Wakefield, N.H.
  • Томас Леефланг «Лени Рифеншталь» — Thomas Leeflang: «Leni Riefenstahl», Anthos, Baarn 1991
  • Nils Klevjer Aas: «Fascismens fascinasjon — et dida[k]tisk dilemma: Leni Riefenstahls ‚Viljens triumf‘ som kildemateriale og påvirkningskilde», Statens filmsentral, Oslo 1991
  • Эйко Исиока «Лени Рифеншталь, жизнь» — Eiko Ishioka: «Leni Riefenstahl, life», photographer Leni Riefenstahl, Kyuryudo Art Pub. Co., Tokyo 1992
  • Тайло Даунин «Олимпия» — Taylo Downing: «Olympia», BFI Publishing, London 1992
  • Хильмар Хофманн «Мифы Олимпии — Независимость и подчинение спорта и культуры: гитлеровская Олимпиада, олимпийская культура и фильм Рифеншталь „Олимпия“» — Hilmar Hoffmann: «Mythos Olympia — Autonomie und Unterwerfung von Sport und Kultur: Hitlers Olympiade, olympische Kultur und Riefenstahls Olympia-Film», Aufbau Verlag, Berlin 1993
  • Сандрин Верне, Клаус Герке «Лени Рифеншталь: сила образов» — Sandrine Vernet/Klaus Gerke: «Leni Riefenstahl: le pouvoir des images», Schriftliche Form einer Diskussion mit Hilmar Hoffmann, Erwin Leiser, Bernhard Eisenschitz, Hans-Peter Kochenrath, Frieda Grafe, Francis Courtage unter der Leitung von Frederic Mitterrand, ZDF/Arte von 1993, K. films èd, Paris 1995
  • Ирен Биньярди, Алессандра Боргезеа, ДельБарбаро Фальцоне «Лени Рифеншталь: Ритм взгляда» — Irene Bignardi/ Alessandra Borghesea/ DelBarbaro Falzone: «Leni Riefenstahl: il ritmo di uno sguardo», (Milano, Palazzo della Ragione; 10 luglio — 6 ottobre 1996), Leornado Arte Milano, Milano 1996
  • Сони Дефени «Голубой свет» — Sonie Defeni: «Das blaue Licht», la leggenda della regista Leni Riefenstahl, Instituto Universitario di Lingue Moderne, Facoltá di Lingue e Letterature Straniere, Feltre 1996.
  • Одри Салкелд, «Лени Рифеншталь» (М.: Эксмо, 2007) — Audrey Salkeld: «A Portrait of Leni Riefenstahl», Jonathan Cape, London 1996
  • Эрик Ренчлер «Министерство иллюзий — нацистское кино и его дальнейшая судьба» — Eric Rentschler: «The ministry of illusion: Nazi Cinema and its afterlife», Harvard University Press, Cambrigde, Mass. 1996
  • Даниель Кнопп «Образы добра и зла в национал-социалистической кинопропаганде на примере фильмов „Триумф воли“ Лени Рифеншталь и „Еврей Зюсс“ Файта Харлана» — Daniel Knopp: «Wunschbild und Feindbild der nationalsozialistischen Filmpropaganda am Beispiel von Leni Riefenstahls ‚Triumph des Willllens‘ und Veit Harlans ‚Jud Süss‘», Tectum Verlag, Marburg 1997.
  • Пегги Филлипс «Две женщины под водой: покаяние» — Peggy Phillips: «Two women under water: a confession», Fithian Press, Santa Barbara 1998
  • Даниель Вильдманн «Желанные тела. Создание и постановка „арийских“ мужских тел в Третьем рейхе» — Daniel Wildmann: «Begehrte Körper. Konstruktion und Inszenierung des ‚arischen‘ Männerkörpers im Dritten Reich», Könighausen und Neumann, Würzburg 1999
  • Потсдамский музей кино «Лени Рифеншталь» — Filmmuseum Potsdam (Hrsg.): «Leni Riefenstahl», mit Beiträgen von Oksana Bulgakowa, Bärbel Dalichow, Claudia Lenssen, Felix Moeller, Georg Seeßlen, Ines Walk, Henschel Verlag, Berlin 1999
  • «Лени Рифеншталь — пять жизней и одна биография в снимках» — «Leni Riefenstahl — Fünf Leben, Eine Biographie in Bildern», Verlag Taschen, Köln, 2000
  • Райнер Ротер «Лени Рифеншталь — соблазнение таланта» — Rainer Rother: «Leni Riefenstahl — Die Verführung des Talents», Heyne 2002
  • Юрген Тримборн «Рифеншталь» — Jürgen Trimborn: «Riefenstahl», Aufbau Verlag, Berlin 2002
  • Луцц Кинкель «Лени Рифеншталь и „Третий рейх“» — Lutz Kinkel: "Die Scheinwerferin — Leni Riefenstahl und das ,Dritte Reich‘ ", Europa-Verlag, Hamburg 2002
  • Даниель Кнопп «Фашистская кинопропаганда: „Триумф воли“ Рифеншталь, „Еврей Зюсс“ Харлана» — Daniel Knopp: «NS-Filmpropaganda: Riefenstahls ‚Triumph des Willens‘, Harlans ‚Jud Süß‘», Tectum Verlag 2004
  • Надеждин Н. Я. «Лени Рифеншталь: отлученная от судьбы», Москва, Майор Издатель Осипенко А. И. 2009
  • Олег Нестеров, «Юбка», ООО «Издательство Ад Маргинем», Москва 2008 — криптоисторический роман, в котором Рифеншталь является одним из главных действующих лиц.

20-е годы: актриса

В 1924 году Лени Рифеншталь переехала в свою первую собственную квартиру на Фазаненштрассе в Берлине. Тогда же она обручилась с Отто Фройцхаймом, известным теннисистом. В июне в кинотеатре на Ноллендорфплац она посмотрела фильм Арнольда Фанка «Гора судьбы» (1919), который произвёл на неё такое впечатление, что она отправилась в горы. Лени также встретилась с исполнителем главной роли Луисом Тренкером и режиссёром Арнольдом Фанком, который проявил к ней большой интерес. В то время как после разрыва мениска Рифеншталь легла в клинику на операцию, Арнольд Фанк написал для неё сценарий фильма «Священная гора». Лени расторгла помолвку с Отто Фройцхаймом. После её выздоровления в Доломитовых Альпах начались съёмки фильма, премьера которого состоялась 17 декабря 1926 года в кинотеатре «Уфа-Паласт ам Цоо» в Берлине. Танцовщица стала знаменитой актрисой. Чтобы соответствовать требованиям Фанка к актёрам в «горных фильмах», Рифеншталь училась скалолазанию и катанию на лыжах. Она исполнила главные роли в фильмах «Большой прыжок» (Der große Sprung, 1927), «Белый ад Пиц Палю» (Die weiße Hölle vom Piz Palü, 1929), «Бури над Монбланом» (Stürme über dem Montblanc, 1930) и «Белое безумие» (Der weisse Rausch, 1931).

В 1927 году на съёмках фильма «Большой прыжок» Рифеншталь познакомилась с Гансом Шнеебергером, кинооператором и исполнителем главной роли, и они три года жили вместе. В Берлине она познакомилась также с режиссёрами Георгом Вильгельмом Пабстом («Безрадостный переулок»), Абелем Гансом («Наполеон»), Вальтером Руттманом («Берлин, симфония большого города») и писателем Эрихом Марией Ремарком.

В 1928 году Рифеншталь посетила зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В этом же году появилась её первая статья в «Film-Kurier» о фильме Фанка «Белый стадион». С этого момента она регулярно публиковала репортажи о съёмках своих фильмов. В 1928 году играла также в фильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов» (Das Schicksal derer von Habsburg).

Съёмки фильма «Белый ад Пиц Палю» в Энгадине вели Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст. Лени Рифеншталь участвовала в монтаже французской версии.

Выставки

  • Япония — 1980 и 1992 год, Токио;
  • Германия — 1991, Мюнхен; 1997, Гамбург; 1999, Потсдам; 2000, Берлин;
  • Финляндия — 1996, Куопио;
  • Италия — 1996, Милан; 1997, Рим;
  • Испания — 1999, Кальпе
  • Бельгия — 2000, Кнокке-Хейст;
  • США — 2001, Лос-Анджелес

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить