КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Стелла Арбенина


В сентябре 1918 года супруги были арестованы. Благодаря усилиям комитета балтийских немцев они были освобождены из тюрьмы. Однако опасаясь будущих арестов, Мейендорфы решают покинуть Россию.

Эстонский период

Супруги перебрались в Эстонию, где сохранились фамильные имения, и поселились в Кумне. Арбенина выступала в театрах Таллина и Тарту, с 1919 года она была ведущей актрисой ревельского Русского театра. Арбениной достаются всё главные роли: Мари Шарден в «Мечте любви» А. И. Косоротова, Вера Мирцева в одноименной пьесе Л. Урванцова, Трильби О’Ферель в «Трильби» Г. Г. Ге, Маргарита (Рита) Каваллини в «Романе» Э. Шельдона, а также Лариса в «Бесприданнице» А .Н. Островского, Екатерина Ивановна в одноименной пьесе Л. Андреева. Иногда она выступает в качестве режиссёра-постановщика. Например, в её постановке 3 ноября 1919 года шёл «Пигмалион» Б. Шоу, в котором актриса исполняла роль Элизы. Среди её ролей этого периода — Мелиссанда в «Принцессе Грёзе» Э. Ростана и Маргарита Готье в «Даме с камелиями» А . Дюма. С февраля 1920 года Арбенина начинает выступать ещё и в Новом русском драматическом театре, созданном на базе петроградской «Студии вольных комедиантов» под руководством Ф. Глазова. Весной из-за внутренних конфликтов Арбенина вообще покидает Русский театр и переходит в труппу Ф. Глазова, которая обосновывается в Тарту под названием «Русского театра в Юрьеве». Один из критиков писал:

В 1920 году Арбенина получает эстонское гражданство, а осенью к ней приезжают дети, жившие в Москве в имении деда.

Диана Арбенина, Евгений Дятлов "Я люблю тебя до слёз". ИНТЕР. Полное выступление и главное из оценок.

Все видео

Арбенина сотрудничает с Ревельским Немецким театром, и в январе 1921 года она дебютирует в пьесе С. Ланге «Месть Майи» в роли главной героини Майи фон Крог, исполняя её на немецком языке.

Ведущая русскоязычная газета Эстонии «Последние известия» писала:

Берлинский период

В августе 1921 года Арбенина отправилась в Берлин, где сначала работала в Русском театре. Но он испытывал финансовые трудности, спектакли в нём шли время от времени, перспективы были неясными. Арбенина устраивается актрисой театра М. Рейнгардта в Берлине. Уже через месяц после дебюта на берлинской сцене она получила главную роль в фильме немецкого кинорежиссёра Ф. В. Мурнау «Проклятая земля/Горящая пашня», позже признанного лучшим фильмом года в Германии. Всего за 18 месяцев своего пребывания в Берлине Арбенина сыграла в 8 фильмах. Нехватка ролей её амплуа в театре вынуждает Стеллу Романовну вернуться на сцену в Ревеле. В феврале 1923 года Арбенина возвращается в Берлин, но неуверенность в своём будущем вынуждает её покинуть Германию.

Лондонский период

В 1923 году она переехала с детьми в Лондон, где 23 августа 1923 года состоялся её дебют на сцене в роли Антуанетты де Мобан в пьесе «Пленник Зенды». Газета «Дейли Телеграф» отмечала: Арбенина играла на сценах многих лондонских театров, гастролировала с ними за границей, выступала в кино, как английском, так и французском. Неоднократно она возвращалась в Эстонию и выступала в местных театрах.

В 1930 году она выпустила свои мемуары «enThrough Terror to Freedom», в которых описывала свою жизнь во время революции.

Завершение профессиональной карьеры С. Арбениной совпало с началом Второй мировой войны. Её последним фильмом был «Аутсайдер», выпущенный в прокат в августе 1939 года; последним выступлением на сцене — роль императрицы Елизаветы в мюзикле Э. Машвица, Ф. Томпсона и Г. Болтона «Венгерская мелодия» (1939).

С. Р. Арбенина умерла 26 апреля 1976 года. В некрологе в газете «Таймс» говорилось: «Стеллой много восхищались как актрисой — красивой, элегантной, с чарующим голосом. Её любили и как человека: её яркой и щедрой индивидуальности будет очень не хватать».

В литературе

  • В 1923 году вышел сборник стихов Игоря Северянина «Соловей», одно из стихотворений которого «Стэлла» имело посвящение «Баронессе С. Р. М—ф»:


Сначала баронесса Стэлла Прочла «Вы лжете мне, мечты!» Потом из Грига мне пропела Во имя только Красоты!

О, воплощенная Вервэна! Античной пластики полна, Прияла позы под Шопэна Так отчеканенно она.

Апологетка поз Далькроза, В окаменелости живой, То пламенела грозороза, То поникала головой…


  • Ей посвящено стихотворение Б. В. Правдина «С. Р. Арбенина».

Фильмография

В британском кино чаще всего играла роли второго плана: аристократическую даму с изысканными манерами, свободно говорящую на нескольких европейских языках, или добропорядочную мать хорошо обеспеченного семейства.












 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить