КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Уэллс, Орсон


«Макбет»

В 1948 году Орсон Уэллс был утверждён компанией Republic Pictures как режиссер картины «Макбет». Фильм больше был похож на театральную постановку, из-за небольшого бюджета в фильме были использованы декорации из картона и папье-маше. Republic Pictures не была озабочена саундтреком к фильму, и Уэллс, взяв инициативу в свои руки, отправился в Европу для изменения и перезаписи звуковых дорожек. Вскоре Уэллс вернулся в Америку и отредактировал и урезал пленку по просьбе Republic Pictures. В конце 1970-х годов была выпущена полная версия фильма.


«Бессмертная история»

В 1966 году Уэллс после переезда во Францию снимает для французского телевидения телефильм «Бессмертная история» («Вечная история»), поставленный по одноимённому рассказу Карен Бликсен. В 1968 году была завершена работа над часовым фильмом, который после первого показа обрёл популярность среди французской публики.



Все видео

«Ф как Фальшивка» и документальные фильмы

Этот свой последний полнометражный фильм Уэллс выпустил в том же 1975 году. Над ним Уэллс работал в перерывах между работой над другими фильмами. Картина представляла собой псевдодокументальную ленту и являлась одновременно автобиографией и ироническим исследованием всевозможнейших проявлений феномена фальсификации.

В процессе съёмок фильма «Ф как Фальшивка» Уэллс использовал настоящий документальный фильм об Элмире де Хори (крупнейшем мастере художественной подделки) заново смонтировав материал, сделав многозначительные стоп-кадры и мимические диалоги. Уэллс сыграл себя, сидя за монтажным столом или в компании друзей, он не прекращал свой монолог. Получился своеобразный синтез художественного и документального фильма с открытой нарративной структурой, которая состояла из концентрических кругов, вращающихся вокруг темы фальсификации.

Нереализованные проекты

После работы во Франции, в 1967 году Орсон Уэллс приступил к съёмкам фильма «Глубина» по новелле Чарлза Уильямса «Мёртвый омут». Но работа над фильмом была остановлена после смерти Лоуренса Харви, исполнителя одной из ключевых ролей, задолго до конца съёмок. Позже сохранившиеся материалы фильма были отредактированы и показаны Мюнхенским киномузеем.

По возвращении в США Уэллс начинает снимать свой новый фильм «Другая сторона ветра», сценарий для которого был написан в конце 1960-х годов. В 1972 году сам Уэллс объявил, что работа над фильмом завершена примерно на 96 %. Но проект не был завершён, и премьера фильма не состоялась.

С 1980 по 1982 годы Уэллс снимает фильм «Мечтатели», сценарий фильма был основан на двух новеллах Карен Бликсен, но проект так и не был завершён. В период с 1982 по 1983 Уэллс записал свой голос для хэви-метал-рок-группы Manowar. Уэллс подарил свой голос короткому телесериалу «Сцены преступления» и герою телесериала «Частный детектив Магнум». Его последней ролью в кино стало появление в телесериале «Детективное агентство «Лунный свет»» и озвучивание Юникрона в мультфильме «Трансформеры».

Избранная фильмография

Актёр и режиссёр

Актёр

  • 1943 — Джейн Эйр / Jane Eyre
  • 1949 — Третий человек / The Third Man
  • 1954 — Тайны Версаля / Si Versailles m'était conté
  • 1956 — Моби Дик / Moby Dick
  • 1966 — Горит ли Париж? / Paris brûle-t-il? — консул Швеции Рауль Нордлинг
  • 1967 — Моряк с Гибралтара / Le Marin de Gibraltar
  • 1969 — Один из тринадцати — Морис Маркау
  • 1970 — Письмо из Кремля / The Kremlin Letter
  • 1970 — Ватерлоо / Waterloo

Культурное влияние

На кино

  • "…"Великолепных Эмберсонов" я посмотрел на несколько лет раньше и долго был под сильным впечатлением. А увидев «Гражданина Кейна», был столь же ошарашен, сколь и все вокруг". — Федерико Феллини.
  • «Мои любимые фильмы Уэллса — „Леди из Шанхая“ и, конечно же, „Печать зла“. Потрясающий фильм! Я часто возвращаюсь к нему, мы несколько раз пересматривали его вместе с Томом Эллингом. А ещё я питаю слабость к „Леди из Шанхая“, наверное, из-за всех этих фокусов с зеркальными отражениями. Сцена в зале с зеркалами просто гениальна, её цитирует Вуди Аллен в фильме „Загадочное убийство в Манхеттене“». — Ларс фон Триер.

На музыку

Кроме кинофильмов, вклад Уэллса есть и в музыке. Американский хэви-метал-коллектив Manowar вставил его голос в свои песни «Dark Avenger» и «Defender». В этих песнях Уэллс выступает как повествователь. «Dark Avenger» вышел в 1982-м году в альбоме «Battle Hymns». «Defender» же существует в 2-х версиях. Оригинальная версия была записана ориентировочно в 1983-м, а альбомная, переделанная, вышла уже в 1987-м с альбомом «Fighting The World», уже после смерти самого Уэллса.

Кроме того, голос Орсона Уэллса можно услышать и на альбоме известной арт-рок группы Alan Parsons Project Tales of Mystery and Imagiation (обновлённое CD-переиздание 87-го года), где он также выступил в роли повествователя.

Литература

  • Юткевич С. // Юткевич С. . М.: Наука, 1973. С.71—113.
  • Уэллс об Уэллсе / Сост., комментарий, перевод Н. Цыркун. М.: Радуга, 1990.
  • Знакомьтесь — Орсон Уэллс / [ Орсон Уэллс и Питер Богданович]; пер. с англ. С. Ильина. — М.: Rosebud Publishing. Пост Модерн Текнолоджи, 2011.

Награды

  • «Оскар» в номинации лучшего сценария в 1941 году за фильм «Гражданин Кейн»
  • «Золотая пальмовая ветвь» в 1952 году за фильм «Отелло»
  • награда Французского общества кинокритиков в 1964 году за фильм «Процесс»
  • премия Американского киноинститута «За выдающиеся заслуги в кинематографе» в 1975 году

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить