КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Жаров, Михаил Иванович


Награды и премии

  • Народный артист СССР (1949),
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли князя А. Д. Меншикова в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938),
  • Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли казака Перчихина в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия),
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва,
  • ВКФ (1970, Почётный диплом жюри за исполнение главной роли, фильм «Деревенский детектив»)
  • Герой Социалистического Труда (1974),
  • Два ордена Ленина (30.10.1970, 4.11.1974),
  • Орден Октябрьской Революции (26.10.1979),
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (23.03.1938, 26.10.1949),
  • Орден Красной Звезды (14.4.1944),
  • Медали.

Предполагаемое участие в осуждении А. И. Солженицына

Информационный отдел пропаганды ЦК КПСС в секретном докладе «Об откликах советской общественности на выступление газеты „Правда“ со статьей „Путь предательства“» приписывает, в числе прочих деятелей культуры, М. И. Жарову кроме общего негодования в адрес А.Солженицына следующее личное высказывание: «Этому сукиному сыну нет места среди нас» .

Частная жизнь

Первая жена — Дина, от брака — сын Евгений.

Вторая жена — Людмила Полянская, от брака 2 сына, оба умерли во младенчестве.



Все видео

Третья жена — Людмила Целиковская.

Четвёртая жена — Майя Гельштейн; дочь от этого брака, Анна, стала актрисой, служит в Малом театре.

Творчество

Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира» М. А. Булгакова, 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14—69» В. В. Иванова, 1927), демобилизованный будёновец и грубоватый матрос Алексей («Первая Конная», 1929 и «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1933). Наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара.

Киногерои

В кино Жаров дебютировал небольшой ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»).

Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.

В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь»), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937—1938), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына»), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный»).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить