КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
4 дня в мае
Русское название | 4 дня в мае |
Оригинальное название | 4 Tage im Mai |
Жанр | военная драма боевик |
Режиссёр | Ахим фон Боррис |
Продюсер | Штефан Арндт Алексей Гуськов |
Сценарист | Ахим фон Боррис Эдуард Резник |
Актёры | Павел Вензел Алексей Гуськов |
Оператор | Бернд Фишер |
Композитор | Томас Файнер |
Компания | X-Filme Creative Pool ЗАО Студия «F.A.F.» LLC Aurora Production Hessischer Rundfunk (HR) ARTE Norddeutscher Rundfunk (NDR) |
Страна | Германия Украина Россия |
Язык | русский немецкий |
Время | 97 мин. |
Год | 2011 |
imdb_id | 1699202 |
«4 дня в мае» — кинофильм, военная драма режиссёра Ахима фон Борриса. Совместное производство Германии, Украины и России. Мировая премьера состоялась в рамках кинофестиваля в Локарно 9 августа 2011 года.
Официальный слоган: «Иногда граница проходит не между „своими“ и „чужими“, а между добром и злом».
Сюжет
Последние дни перед капитуляцией нацистской Германии. Померания, побережье Балтики. Подразделение Советской армии из семи человек во главе с капитаном, прозванным товарищами Горынычем (Гуськов), оставлена для разведки и наблюдения за передвижениями отступающего противника. Группа располагается в большом здании — приюте для девочек-сирот. Невдалеке обнаружен отряд вермахта, ожидающий транспорт для эвакуации в Данию. Обе стороны, понимая, что война практически завершена, не хотят вступать в бой и избирают выжидательную позицию. Сопротивление не закончено лишь для воспитанного в традициях национал-социализма подростка-сироты Петера (Вензель). Но разведчики обезоруживают его и терпеливо пытаются нейтрализовать юношескую агрессию.
В мае 1945-го подразделение Красной Армии вместе с отрядом Вермахта воевало в Германии против НКВД.Все видео
8 мая 1945 года в приют приезжает майор, непосредственный командир подразделения, в которую входит разведгруппа. Он пьян по случаю капитуляции Германии. Майор пытается изнасиловать одну из немецких девушек. Капитан обезоруживает его и пресекает эту попытку. Желая устранить свидетелей своего непристойного поведения, майор объявляет, что в здании засели переодетые власовцы, и силами своего подразделения начинает штурмовать приют. Для защиты детей на помощь советским разведчикам приходит не сдавшаяся немецкая часть. Совместно им удаётся обеспечить безопасный отход сирот на рыболовецком баркасе в Данию.
Награды
- Специальный приз жюри: За смелость и гуманизм и приз «Золотая ладья» в программе «Выборгский счёт» кинофестиваля «Окно в Европу» (Выборг, 2011 год).
Вопрос достоверности
За основу сценария продюсер Алексей Гуськов, выступивший и в качестве исполнителя главной роли, взял публикацию Дмитрия Фоста. В ней автор, ссылаясь на рассказ маршала Советского Союза К. С. Москаленко, описал якобы имевший место случай прихода гитлеровских войск на помощь советской разведгруппе. Разведчики пресекли попытку пьяного майора-танкиста изнасиловать немецкую девушку, позже были им оклеветаны и вынуждены вступить в бой с советской же танковой частью. Потенциальная достоверность рассказа подтверждается его публикацией в авторитетном российском историческом иллюстрированном журнале «Родина». Однако, позднее в том же журнале «Родина» вышла статья кандидата исторических наук Бориса Соколова, в котором он приводит аргументы, ставящие под сомнение подлинность процитированного в рассказе Дмитрия Фоста политдонесения. Позднее другие историки утверждали, что сюжет вымышлен от начала и до конца, включая так и не найденные архивные документы --> . В частности, российский историк Алексей Исаев по итогам беседы с Дмитрием Фостом выложил откровенный ответ автора о фактической причине появления этой выдумки: Как выяснилось в приватной беседе, написал он про «братство по оружию» на Рюгене из мега-геополитических соображений: надо мириться с немцами, создавать ось Берлин-Москва-Пекин.
Кроме того, в произведении Дмитрия Фоста цитируется некое политдонесение неназванного автора, в котором утверждается что бой вел «137 танковый батальон 90 сд». 137 отдельный танковый батальон 29-ой гв. тбр 23 мая 1944 г. переименован во 2-й танковый батальон 96-го гвардейского тяжелого танкового полка. В начале 1945 года 90 сд были приданы 3 танковых полка: 95-й отдельный гвардейский танковый полк, 93-й отдельный гвардейский танковый полк, 46-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва. Возможно, любой из танковых батальонов этих полков, оставшихся с 90 сд или любой другой приданный тб мог получить наименование 137 отб и в донесении для краткости именоваться «137 тб 90 сд». Данное предположение не может рассматриваться всерьез — штаты советских отдельных танковых полков не имели в своем составе батальонов, а состояли из рот (например штат № 010/507 для отдельного танкового полка) и следовательно не могли выделить из своего состава никакого батальона.
Критика
Андрей Плахов, обозреватель газеты «Коммерсантъ», полагает, что фильм впечатляет самой историей, невероятной, но произошедшей в действительности. Даже если некоторые немецкие зрители ожидали увидеть более негативное описание советских солдат, то они были разочарованы. В фильме не прозвучало ни одного грязного слова, ни одна из немок не была изнасилована. Но всё это не производило впечатления «клюквы». Выполненный в традициях старого советского кино, только с невозможным для него сюжетом (скорее способным заинтересовать Сергея Лозницу), фильм оказался любопытным жанровым экспериментом. А также — отличной площадкой для того, чтобы Алексей Гуськов продемонстрировал свою актёрскую харизму. Благодаря ей и точно найденному актёру-мальчику (Павел Венцель) картина работает даже в самых рискованных сюжетных ситуациях, свидетельством чему стали бурные аплодисменты и благодарные лица публики, на фоне которых поблекли несколько скептических ухмылок. Критик Денис Рузаев из еженедельника «Time Out» считает, что присутствие Алексея Гуськова в картине сразу в двух ипостасях — актёра и продюсера — неизбежно повлияло на весь творческий результат: «Как бы фон Боррис ни старался выписывать характеры и выстраивать мизансцены, ничего не поделаешь — приходится держать долгие крупные планы артиста Гуськова» .
По мнению обозревателя «Известий» Ларисы Юсиповой, режиссёр снял «спокойный, культурный» фильм — без лозунгов о переосмыслении истории, но с очевидным гуманистическим посылом.
7 мая 2012 года телеканал НТВ снял с эфира показ ленты «4 дня в мае», объяснив свое решение тем, что намерение показать этот фильм вызвало крайне негативную реакцию ветеранских организаций и отдельных зрителей — участников Великой Отечественной войны .
В ролях
- Павел Вензель — Петер
- Алексей Гуськов — капитан, командир разведгруппы
- Иван Шведов — Трубицин, разведчик
- Андрей Мерзликин — Седых, разведчик
- Сергей Легостаев — Иванов, разведчик
- Мераб Нинидзе — майор
- Геральд Александр Хелд — полковник Вальд
- Мартин Брамбах — лейтенант Вендт
- Ангелина Хенч — Анна
- Петра Келлинг — патронесса приюта