КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Актриса тысячелетия


titleMillennium Actress
ja_name千年女優
ja_name_transSennen Joyu
genre,


сэннэн дзёю: — аниме режиссёра Сатоси Кона, выпущенное на студии Madhouse в 2001 году. Оно рассказывает историю о документалисте, исследующем жизнь пожилой актрисы, где кино и жизнь перемешиваются и спутываются.

Сюжет

Аниме снято в стиле «фильм в фильме», а сюжет написан в сложной повествовательной манере.

Десятилетиями Чиёко Фудживара была выдающейся актрисой, снимавшейся в фильмах различных жанров. Однажды ее высокогорную виллу посетил ее продюсер и хроникер,...

Все видео

Главный герой Millennium Actress — режиссёр по имени Гэнъя Татибана, работающий над документальным фильмом об известной актрисе Тиёко Фудзивара. Киностудию, на которой она играла, сносят, а постаревшая Тиёко давно отошла от публичной жизни, но с удовольствием сотрудничает с Татибаной. Она начинает рассказывать историю своей жизни с самого начала и до вершины славы. Её рассказ перемешивается со сценами фильмов, в которых Тиёко играла главные роли, так что становится сложно понять, что из этого реальные события, а что — сценарий. Жизнь Тиёко проходила в неспокойные времена, а её героини жили во времена от периода Сэнгоку до футуристических космических эпох.

Тиёко родилась в Великое землетрясение Канто, в дальнейшей жизни землетрясениями сопровождаются все кульминационные события. Ребёнком, в 1930-е, Тиёко помогает артисту-диссиденту спрятаться от фашистского правительства. Тиёко влюбляется в художника, но он вынужден бежать уже на следующий день, предварительно оставив Тиёко ключ от своего чемодана с принадлежностями для рисования. Тиёко становится актрисой, чтобы иметь возможность путешествовать: она надеется найти художника и отдать ему ключ.

Тиёко гонится за своим возлюбленным во всех фильмах, где снималась, да и в жизни она, уже замужняя женщина, не может отказаться от постоянной погони. С окончанием рассказа актрисы начинается землетрясение, которое ранит её, Татибана увозит Тиёко в больницу. По дороге в больницу Татибана вспоминает разговор с полицейским. Тот рассказывает, что он поймал художника на следующий день после допроса Тиёко, пытал и, поскольку тот ничего не сказал, убил. Татибана не мог рассказать это Тиёко много лет. Режиссер со своим оператором приходят в палату к актрисе и прощаются с ней. Там она говорит Татибане, что она любила саму погоню за художником.

В конце фильма Тиёко умирает, чтобы продолжить ловить художника в следующей жизни.

Роли

фудзивара тиёко — главная героиня фильма, известная актриса.

Сэйю: в детстве — Фумико Орикаса, в среднем возрасте — Мами Кояма, в пожилом возрасте — Миёко Сёдзи.


татибана гэнъя — режиссёр, поклоняющийся таланту Тиёко и её большой фанат. На протяжении действия снимает фильм о её жизни. Обладает полным собранием картин Тиёко.

Сэйю: в молодости — Масамити Сато, в среднем возрасте — Сёдзо Ийдзука.


кё:дзи ида — оператор Татибаны, скептически относится к Тиёко и страсти босса.

Сэйю: Масая Оносака.


симао эйко — актриса, соперничавшая с Тиёко как в работе, так и в личной жизни.

Сэйю: Сёко Цуда.


о:таки дзюнъити — режиссёр, сын директора кинокомпании Гинъэй, где дебютировала Фудзивара. Позже он обманом женился на Тиёко, чем привёл Эйко в отчаяние.

Сэйю: Хиротака Судзуоки.


мино — домохозяйка в доме Фудзивары.

Сэйю: Томиэ Катаока.


бандо:.

Сэйю: Такко Исимори.


гинъэй сэмму.

Сэйю: Кан Токумару.


тиёко но хаха.

Сэйю: Хисако Кёда.


кагэ но кими — таинственный антиправительственный художник, за которым Тиёко гонится всю жизнь и даже после смерти.

Сэйю: Коити Ямадэра.


кадзу но отоко — в молодости поймал художника, пытал его и убил. После того, как Тиёко стала знаменитой, узнал её и пришёл на студию, чтобы передать ей письмо таинственного хозяина ключа и рассказать ей о том, что с ним сталось. Однако она убегает, едва получает письмо, полицейскому приходится посвящать в дело молодого Гэнъя.

Сэйю: Масанэ Цукаяма.


Прочие сэйю: Мицуру Огата, Томохиса Асо, Кодзи Юса, Макото Хиго, Коити Сакагути, Томоюки Симура, Акико Кимура, Томо Саэки, Юси Нодзима, Рури Асано, Хироко Онака, Ёсинори Сонобэ, Юмико Дайкоку.

Реакция критиков

Millennium Actress была тепло принята критикой, «первый» рейтинг на RottenTomatoes.com был 94 %. Критик Los Angeles Times сказал, что фильм «очаровательно ведёт нас туда, куда фильмы до этого не водили». Кевин Уильямс из Chicago Tribune поставил фильму четыре звезды, сопроводив это комментарием: «Это настоящее искусство кино. Лучший представитель современной японской анимации… Картинка анимирована, но трогает душу каждого, кто любил сильно» .

Сборы

Источник Сборы в долларах США Количество показов
United States 37 285 6
United States Opening Weekend 18 732 6

Награды

  • Millennium Actress и Унесённые призраками получили гран-при на фестивале Японского управления культуры.
  • «Лучший анимационный фильм» на фестивале Фантазия в 2001.
  • «Лучший художественный фильм» на Восьмом Фестивале анимации в Кобе.
  • о:фудзи нобуро: сё: фильм награждён на вручении премии Майнити.
  • «Orient Express Award» Международного кинофестиваля в Каталонии в 2001.
  • Четыре номинации на Эмми.
  • Находится в топ-50 на Internet Movie Database.

Стиль и влияние

Повествование нелинейно и усложняется флешбэками и отрывками из фильмов, в которых играла Фудзивара. Татибана и его оператор тоже появляются в фильмах, причём Гэнъя всегда играет роли защитника героинь Тиёко. Однажды он спас её и в реальности, ещё когда был неопытным помощником на киностудии. Оператор же ролей не играет, кроме того, его камера остаётся с ним.

Фильм построен на историческом отражении сменяющихся времён, некоторые сцены напоминают укиё-э, другие — фильмы Акиры Куросавы, особенно Трон в крови. Тем не менее в повествовании нет отсылок к другим фильмам. Вместо этого режиссёр постарался создать обзор истории японского кинопроизводства. Сатоси утверждает, что до «Millennium Actress» он не был знаком с историческим кинематографом и многое узнал при подготовке аниме. В частности, он узнал много нового из истории кимоно.

Сама Тиёко частично списана с известных актрис 1940-х — 1960-х Сэцуко Хары и Хидэко Такаминэ, последнюю Сатоси даже специально интервьюировал. Тем не менее, он настаивает на том, что Тиёко не имеет определённого прототипа.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить