КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Амадей


В 2002 году в России фильм выпущен на DVD в переводе Юрия Живова.

Факты

  • История, рассказанная в фильме, является вымышленной, а образ Сальери, созданный Шеффером, не имеет ничего общего с оригиналом. На самом деле Антонио Сальери в своё время был гораздо более известен, чем Моцарт, и, ни в коей мере не являясь ни бездарным, ни посредственным, пользовался заслуженным уважением со стороны коллег, в том числе и МоцартаBraunbehrens V. Salieri. Ein Musiker im Schatten Mozarts? 2 Auflage. München — Mainz, 1992.; Бетховен и Шуберт, ученики Сальери, посвящали ему свои сочинения. В течение 35 лет Сальери занимал в Вене высший музыкальный пост, имел немало завистников (на его пост — придворного капельмейстера — безуспешно претендовал и Моцарт)Leopold Kantner. Antonio Salieri rivale o modello di Mozart? // AA.VV. Mozart e i musicisti italiani del suo tempo. Atti del Convegno internazionale di studi, Roma, 2-22 ottobre 1991. Лукка, 1994, с.9-19. См. также:

. — Издательство: Композитор — Санкт-Петербург. С. 58-70, но с лёгкой руки Пушкина сплетня, сочинённая недоброжелателями, превратилась в легенду: Сальери стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр; хотя вина его никогда не была доказана и даже слух о том, будто на смертном одре он сам сознался в убийстве Моцарта, никем и ничем не был подтверждён. После того как английский театр представил в Италии пьесу Шеффера, вызвавшую негодование у соотечественников композитора, Миланская консерватория инициировала процесс над Сальери — по обвинению в убийстве Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), вынес композитору оправдательный приговор: не убивал // «Наука и религия», № 10, 2002, с. 26-28. // Corriere della Sera, 18 maggio 1997, p. 18..

  • Человек в чёрном в фильме заказывает Моцарту реквием зимой, в действительности была середина лета и, конечно, Сальери никакого отношения к этой истории не имел: имена заказчика и посредника музыковедам хорошо известны (стр. 422).
  • На роль Моцарта пробовался Мел Гибсон.
  • Опера «Дон Жуан» в фильме снималась на той же сцене, где впервые была поставлена.
  • В одной из сцен фильма Моцарт говорит о произведениях Глюкa «Скучно!», и «Аа, не люблю!» о сочинениях Генделя. На деле и Глюк, и Гендель были одними из любимых композиторов Моцарта.
  • Костюмы и декорации в оперных сценах фильма сделаны по эскизам реальных костюмов и декораций XVIII века.
  • Весь фильм был снят при естественном освещении.
  • Концепция раздражающего смеха Моцарта была взята из писем его современников. Один из них описывал его смех, как «заразительное легкомыслие», в то время как другой сравнивал его со скрипом металла по стеклу.
  • Прага (родной город Милоша Формана) оказалась идеальной заменой Вене XVIII века, поскольку современные телевизионные антенны, пластмасса и асфальт ещё не изменили внешний вид этого города.
  • Том Халс практиковался в игре на фортепиано по четыре часа в день, чтобы выглядеть убедительно.
  • Музыка в фильме была записана заранее и игралась на заднем плане во время съёмок.
  • На фоне начальных титров фильма звучит первая часть Симфонии № 25 соль-минор В. Моцарта
  • В одной из сцен Моцарт присутствует на первой аудиенции у императора Иосифа II, который играет марш, специально написанный Сальери. В конце сцены Моцарт играет этот же марш и решает «улучшить» его. Последний вариант, который он сыграл, является на самом деле мотивом известной арии «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый» («Non piu andrai») из оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» («Le nozze di Figaro»); сцена, как и почти всё в этом фильме, представляет собою чистый вымысел.
  • В фильме показан один ребёнок, на самом деле у четы Моцартов было шестеро детей, однако выжили лишь двое.

Съёмочная группа

]]



Все видео

  • Режиссёр: Милош Форман
  • Сценарист: Питер Шеффер
  • Продюсеры: Саул Зейнц, Бертил Олссон, Майкл Хауссман
  • Композиторы: Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Сальери, Джованни Баттиста Перголези
  • Оператор: Мирослав Ондржичек
  • Монтаж: Майкл Чендлер

Премьеры

Ниже перечислены даты основных премьер фильма. Полный список см. на .

  • 6 сентября 1984 (Лос-Анджелесская премьера)
  • 19 сентября 1984
  • 26 октября 1984
  • 31 октября 1984
  • 21 декабря 1984
  • 15 января 1985
  • 14 февраля 1985
  • 16 февраля 1985
  • 1988
  • 11 февраля 2002 (Берлинский кинофестиваль) (режиссёрская версия)
  • 19 марта 2002 (режиссёрская версия)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить