КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Антракт (фильм)


По признанию самого Рене Клера, он находился под таким впечатлением от яркого и экстравагантного облика композитора, что впоследствии пытался снова и снова воспроизвести его во множестве своих фильмов, всякий раз, по возможности, придавая его черты актеру Полю Оливье (Paul Ollivier). Уже в последние годы жизни, будучи маститым и увенчанным лаврами мастером (он был первым кинематографистом, принятым во Французскую Академию), Рене Клер утверждал, что музыка «Cinema», сочиненная Сати в 1924 к его фильму была «самой кинематографической партитурой, которую он когда-либо держал в своих руках».

Поначалу киноантракт из балета «Relâche» вовсе не имел отдельного названия. Более того, у него не было даже титров, позволявших узнать, кто этот фильм делал и как он называется. Предназначенный для показа в антракте одного конкретного спектакля, фильм «Entr’acte de Relâche» не предполагал отдельного использования и никто не думал, что он будет иметь настолько большой успех. Однако, судьба распорядилась иначе. Шведский балет в Париже разорился спустя два месяца после премьеры и был распущен. Его руководители уехали в США, а балет Эрика Сати «Relâche» более пятидесяти лет не показывался на сцене. Однако фильм Рене Клера, сделавший отдельную авангардную сенсацию, совершенно отдельно от балета весьма часто показывался в синематеках всего мира на протяжении многих десятилетий — хотя без звука, поскольку снят он был в эпоху немого кино и не содержал в себе закреплённой звуковой дорожки. Постепенно за фильмом закрепилось простое и техническое название «Entr’acte de Relâche» или просто «Антракт». Под этим названием более сорока лет показывалась вторая, большая часть киноленты, экспонировавшаяся на экран в антракте спектакля Сати-Пикабиа. Трёхминутный пролог фильма в эту версию не входил.

В 1967 году Рене Клер решил вернуться к старому фильму, сделавшему ему громкое имя. Он взялся сам перемонтировать старую ленту и создать звуковую версию этого произведения, одновременно добавив к нему «пролог» из «Relâche», чтобы личное изображение автора и музыка Эрика Сати были связаны теперь неразрывно. В качестве саундтрека для кинокартины была специально сделана запись киноантракта «Relâche» в исполнении оркестра под управлением Анри Соге, одного из учеников и протеже последних трёх лет жизни Эрика Сати и активного члена так называемой «Аркёйской школы». Специально смонтированная автором полная версия кинофильма также не имела титров с названием «Entr’acte», не имеет она их и до сих пор. Однако, историческое название «Антракт» настолько прочно закрепилось за фильмом и вошло в историю кино XX века, что и по сей день мы знаем этот фильм под этим кратким названием, по существу обозначающим только то место, которое он занимал во время представления балета «Relâche» или «Представление отменяется».

Группа Plastika вживую озвучивает классику немого сюрреалистического кинематографа - фильм Рене Клэра "Антракт" 1924 года. Скачать саундтрек - http://rusfold...

Все видео

Таким образом, если принять во внимание ярко выраженный дадаистский замысел и концепцию спектакля «Relâche», а также экспериментальный сюрреалистический характер фильма «Entr’acte», то постепенно и стихийно возникшее сочетание этих двух названий «Entr’acte de Relâche» — можно признать дважды дадаистским, только дополнительно усиливающим бессмыслицу всего события в целом. И в самом деле, «Антракт из спекталя, который был отменён» — не есть ли это тот самый апофеоз главного принципа «дада», который был задуман главными авторами «Несостоявшегося представления»: Эриком Сати и Франсисом Пикабиа.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить