КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Белая лента (фильм)


Русское названиеБелая лента
Оригинальное названиеDas weiße Band
Жанрдрама
РежиссёрМихаэль Ханеке
ПродюсерШтефан Арндт
Вайт Хайдушка
Михаэль Кац
СценаристМихаэль Ханеке
АктёрыКристиан Фридель
Ульрих Тукур
Сюзанна Лотар
Бургарт Клауснер
ОператорКристиан Бергер
КомпанияX-Filme Creative Pool, Wega Film, Les Films du Losange, Lucky Red, Medienboard Berlin-Brandenburg, Mitteldeutsche Medienförderung (MDM), German Federal Film Board, Mini-Traité Franco-Canadien, Deutsche Filmförderfonds (DFFF), Austrian Film Institute, Vienna Film Financing Fund, Ministère de la Culture et de la Communication, Eurimages, Canal+
Бюджет12 млн €
Сборы19,1 млн $
СтранаАвстрия
Германия
Франция
Италия
Языкнемецкий
польский
латинский
итальянский
Время144 мин
Год2009
imdb_id1149362

«Белая лента» (deDas weiße Band, подзаголовок фильма — «Немецкая история о детях» deEine deutsche Kindergeschichte) — чёрно-белый художественный фильм, драма австрийского режиссёра Михаэля Ханеке, повествующий о загадочных событиях в отдалённой деревне на севере Германии накануне Первой мировой войны.

Сюжет

Германия, 1913 год. Во вполне благополучной германской деревне внешне все тихо и благопристойно. Но однажды в этом «медвежьем углу» начинают происходить зловещие, таинственные события, вроде насилия, учинённого неизвестными над умственно отсталым мальчиком. Подозрение падает на детей отличающегося строгими нравами местного пастора, которые с младенчества носят белые повязки «как символ чистоты и невинности, а в душе у них в результате прорастают в знак протеста ложь, зло, тяга к насилию». Молодой сельский учитель пытается разобраться во всем этом, но почти за каждым из жителей деревни стоят свои темные тайны, и никто не хочет, чтобы они выплыли наружу. Почти у каждого персонажа две стороны — одна внешняя, привычная и «благопристойная», а другая внутренняя, отягощенная какой-либо тайной или неблаговидным действием. Сюжет фильма остается недосказанным и заканчивается с началом Первой мировой войны, причём имена преступников остаются нераскрытыми.

Премьера

Каннское жюри под председательством Изабель Юппер, сыгравшей свою лучшую роль в «Пианистке» Ханеке, присудило фильму «Золотую пальмовую ветвь». Среди других кинокритиков выбор жюри предсказал Андрей Плахов, который определил «Белую ленту» как кино «сухое, наполовину рассказанное закадровым голосом, но то, что показано, потрясает глубиной, загадочностью, удивительной игрой исполнителей, включая совсем маленьких детей».

В протестантской северо-германской деревне накануне Первой мировой войны один за другим происходят трагические инциденты. Сельский врач получает увечье после...

Все видео

В ролях

Общие сведения

Режиссер продолжает тему насилия в более глобальном плане на примере мировой истории. Сюжет развивается постепенно и ставит риторические вопросы. Главной проблемой становится зарождение жестокости среди юного поколения, намекая на становление, впоследствии, фашистской диктатуры. Мировая премьера картины состоялась 21 мая 2009 года на 62-ом Каннском фестивале, где он удостоился главного приза и получил положительные отзывы кинопрессы. Критики хвалили фильм за сильную операторскую и режиссерскую работу, продуманные диалоги и обвиняли в монотонности и недосказанности. В конце года картина получила ряд наград: Премия Европейской киноакадемии за лучший фильм и режиссуру, «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и многие другие. Подводя итоги первого десятилетия 21-го века, мировые аналитики включили «Белую ленту» в список лучший фильмов 2000-х.

Оценки

  • Дж. Хоберман в Village Voice, отмечая повторное использование Ханеке приёма нарративной недосказанности, назвал «Белую ленту» лучшим фильмом Ханеке — «чем-то вроде триумфально воплощённой Meisterwerk»: его кинематографическая манера столь же строга, как и то репрессивное общество, которое находится под его микроскопом.
  • А. О. Скотт из The New York Times оценил фильм негативно, уподобив режиссёра тому пастору, который в фильме символизирует слепоту и лицемерие: Ханеке навязывает свои идеи о природе фашизма зрителям-мазохистам в карательно-педагогических целях. При этом средоточием мирового зла у Ханеке в очередной раз оказываются дети.

Темы

Структурно и тематически «Белая лента» напоминает предыдущий фильм Ханеке, «Скрытое», но вместо частной жизни одного семейства в объектив режиссёра в этот раз попадает целый народ. Ханеке вновь рисует систему тотального доминирования над личностью и приходит к неутешительным выводам о цикличности насилия в человеческом обществе. Холодный монохром кинематографии напоминает фотографии Августа Зандера. Белые повязки приобретают дополнительную символическую нагрузку как предшественник нацистских нарукавных повязок и жёлтой звезды еврейских гетто. Как и в «Скрытом», открытый финал имитирует вечную незавершённость жизни.

Награды и номинации

Награды

  • 2009 — три приза Каннского кинофестиваля: «Золотая пальмовая ветвь», приз ФИПРЕССИ, приз от Французской национальной образовательной системы (все — Михаэль Ханеке)
  • 2009 — приз ФИПРЕССИ за фильм года на кинофестивале в Сан-Себастьяне (Михаэль Ханеке)
  • 2009 — три премии European Film Awards: лучший фильм, лучший режиссер (Михаэль Ханеке), лучший сценарист (Михаэль Ханеке)
  • 2010 — премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке
  • 2010 — премия Американского общества кинооператоров ASC Award (Кристиан Бергер)
  • 2010 — премия Национального общества кинокритиков США за лучшую операторскую работу (Кристиан Бергер)

Номинации

  • 2009 — номинация на премию European Film Awards лучшему оператору (Кристиан Бергер)
  • 2010 — две номинации на премию «Оскар»: лучший фильм на иностранном языке, лучшая операторская работа (Кристиан Бергер)
  • 2010 — номинация на премию BAFTA за лучший фильм не на английском языке
  • 2010 — номинация на премию «Сезар» за лучший иностранный фильм
  • 2010 — 13 номинаций на премию German Film Awards: лучший художественный фильм, лучшая режиссура (Михаэль Ханеке), лучший сценарий (Михаэль Ханеке), лучшая операторская работа (Кристиан Бергер), лучший монтаж (Моника Вилли), лучшая мужская роль (Бургхард Клаусснер), лучшая женская роль (Сюзанна Лотар), лучшая мужская роль второго плана (Райнер Бок), лучшая женская роль (Мария-Виктория Драгус), лучшая работа художника (Кристоф Кантер), лучшие костюмы (Мойделе Бикель), лучший грим (Вальдемар Покромски, Анетт Кайзер), лучший звук (Гийом Шиама, Жан-Пьер Лафорс)
  • 2010 — номинация на премию «Молодой актер» за лучшую ведущую роль в международном фильме (Леонард Проксауф, Леони Бенеш)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить