КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Частная жизнь (фильм, 1982)


Русское названиеЧастная жизнь
Жанрдрама
РежиссёрЮлий Райзман
СценаристАнатолий Гребнев
Юлий Райзман
АктёрыМихаил Ульянов
Ия Саввина
ОператорЭмиль Гулидов
Валентин Пиганов
КомпозиторВячеслав Ганелин
КомпанияМосфильм
СтранаСССР
Время102 мин.
Год1982
imdb_id0083732

«Частная жизнь» — художественный фильм, снятый в 1982 году режиссёром Юлием Райзманом. Главную роль исполняет Михаил Ульянов.

Предпоследняя картина Юлия Райзмана. Один из немногих советских фильмов, выдвинутых на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». На 39-м Венецианском кинофестивале Михаил Ульянов удостоился специального приза жюри за исполнение главной роли.

Сюжет

Два предприятия слились воедино и бывший директор одного из них, Абрикосов Сергей Никитич (Михаил Ульянов), должен уйти на пенсию. Абрикосов олицетворяет собой сталинский тип руководителя предприятия. Он целиком посвящает себя работе, которая является для него смыслом жизни. Жёсткий и требовательный, он живёт в ритме своей молодости, когда он молодым человеком был выдвинут на должность директора и в 27 лет получил орден.

О кубике Рубика и популярных головоломках, о спектакле МХАТа "Так победим", о смерти и похоронах Леонида Брежнева, о фильме "Частная жизнь" и о режиссере Юли...

Все видео

Теперь, выйдя на пенсию, Абрикосов обнаруживает, что его сын — полная противоположность ему. Сын не имеет серьёзных устремлений в жизни, предпочитает праздность и развлечения учёбе. С женой (Ия Саввина) у Абрикосова нет общих интересов. Она уважает его, но между ними нет духовной близости, её духовные интересы не понятны ему. На место Абрикосова директором предприятия назначен его бывший подчинённый — относительно молодой начальник отдела. Абрикосову непонятен этот выбор руководства. Он считает, что его преемник слабый, бесхребетный руководитель. Абрикосов понимает, что его отправили на пенсию, потому что его время прошло, и переживает.

Переживания Абрикосова становятся заметны его сыну и жене. Они начинают беспокоиться за него и даже прячут наградной пистолет Абрикосова. Вдобавок ко всему, в доме для престарелых умирает первая жена Сергея Никитича, мать его дочери Марины. Постепенно совместные переживания сближают Абрикосова с сыном и женой. Он надеется, что ему предложат какую-либо работу. И вот раздаётся звонок по телефону — Абрикосова вызывают в министерство. Он начинает переодеваться для того, чтобы ехать на приём.

Фильм заканчивается сценой, в которой Абрикосов, стоя перед зеркалом, надев рубашку, начинает завязывать галстук и его движения замедляются. Он задумывается о чём-то своём. Киновед Нея Зоркая, анализируя открытый финал, полагала, что, скорее всего, Абрикосов осознал, что всю свою жизнь он потратил на какие-то бесполезные и напрасные вещи, разрушающиеся день за днём. Михаил Ульянов же предположил, что в любом исходе «это будет другой человек, человек, переживший трагическую перестройку своего внутреннего мира»Михаил Ульянов, «Работаю актёром», 1987.

В ролях


Съёмочная группа

  • Режиссёр: Юлий Райзман
  • Автор сценария: Анатолий Гребнев, Юлий Райзман
  • Оператор: Николай Олоновский
  • Художник-постановщик: Татьяна Лапшина

Призы фильма

  • Приз «Золотой лев» «За артистическое и профессиональное сотрудничество» Юлию Райзману на Международном кинофестивале в Венеции в 1982 году.
  • Приз «Золотой лев» Михаилу Ульянову на МКФ в Венеции в 1982 году.
  • Номинация на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в 1982 году (победил испанский фильм «Начать с начала»).
  • Главный приз Юлию Райзману на ВКФ в 1983 году.
  • Государственная премия СССР Татьяне Лапшиной, Юлию Райзману, Ие Саввиной и Михаилу Ульянову в 1983 году.

Создание

В своем предпоследнем проекте Юлий Райзман поднял важнейшую тему того времени и на ключевую роль утвердил, хотя и неохотно, одного из самых популярных киноактёров СССР Михаила Ульянова. Неохотно — так как режиссёр «не любил снимать тех, кто много играет в кино». Как полагал Ульянов, выпуская все свои картины, включая и «Частную жизнь», Райзман тонко чувствовал то, что завтра коснётся многих.

Для этого образа Ульянову, которому на тот момент не исполнилось и 55 лет, был сделан специальный «состаривающий» грим, седина на висках. Актёр признавался, что работать с Райзманом было легко: «Конечно, у него имелось заранее принятое решение, но он выслушивал иную точку зрения, легко соглашался: „Попробуйте!“ - так был свободен и так доверял актеру».

На роли в картине пробовались молодые артисты Альгис Арлаускас и Олег Меньшиков. Не был утверждён ни один из них: Арлаускас ушёл к Леониду Гайдаю в «Спортлото-82», а Меньшиков — к Михаилу Козакову в «Покровские ворота». Райзман был жутко недоволен и говорил, что «молодежь игнорирует живого классика».

Сразу же после премьеры ленты руководство Венецианского кинофестиваля обьявило о демонстрации «Частной жизни» в одной из внеконкурсных программ. Ульянов никак не предполагал, что история о простом советском пенсионере заинтересует важнейший мировой киносмотр. Тем не менее, на Лидо фильм ждал крупный успех и несколько призов, отправившихся к самому Ульянову за исполнение главной роли и режиссёру Райзману «за артистическое и профессиональное сотрудничество».

Технические данные

Частная жизнь, 1982, обычный, цветной, 280,1 м, 102 мин.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить