КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Человек, который лжет
Русское название | Человек, который лжет |
Оригинальное название | L'Homme qui ment |
Жанр | Военная драма Экспериментальный фильм |
Режиссёр | Ален Роб-Грийе |
Продюсер | Сами Халфон Ян Томашкович |
Сценарист | Ален Роб-Грийе |
Актёры | Жан-Луи Трентиньян |
Оператор | Игорь Лутер |
Композитор | Мишель Фано |
Компания | Como Films Compagnie Cinématographique de France Lux Film Studio Hraných Filmov Bratislava |
Страна | Франция Чехословакия Италия |
Язык | французский |
Время | 95 мин |
Год | 1968 |
imdb_id | 0063080 |
«Человек, который лжет» (фр. L'Homme qui ment) – франко-чехословацкий фильм режиссера Алена Роба-Грийе, вышедший на экраны в 1968 году.
Фильм участвовал в конкурсной программе 18-го Берлинского международного кинофестиваля, где Жан-Луи Трентиньян завоевал премию Серебряный медведь за лучшую мужскую роль.
Сюжет и описание фильма
Действие происходит в неопределенной европейской стране. Главный герой, одетый в современный костюм (Жан-Луи Трентиньян), бежит по лесу от преследующего его отряда солдат в немецкой форме периода Второй мировой войны, с которыми ведут перестрелку борцы сопротивления. Героя убивают, но он встает и идет в близлежащий городок, представляясь зрителю как Борис Варисса, боевой товарищ лидера местного сопротивления, предположительно, убитого Жана Рабена. В таверне он рассказывает историю, как спасал раненого Рабена, но ему похоже никто не верит. Затем он идет в полуразрушенный фамильный замок Рабена, где знакомится с тремя красавицами – женой Рабена, его сестрой и служанкой. Его новый рассказ о спасении Рабена также не убеждает женщин. Тем не менее, Борису удается закрепиться в замке и даже завести романы с женщинами, хотя между ними существуют свои сложные сексуальные отношения. По ходу действия можно предположить, что Борис был не борцом сопротивления, а скорее предателем, или что он просто авантюрист или сумасшедший. Возникают также сомнения в том, существовал ли такой человек на самом деле, а если существовал, то жив ли (в какой-то момент на местном кладбище показывают могилу с табличкой Борис Варисса), а если жив, то Борис ли он. Может быть, это только дух погибшего Бориса, а, может быть, он и есть на самом деле Жан (в определенный момент он сам так говорит).
Время, в которое происходят события, трудно определить. Некоторые события как будто происходят во время войны (или в памяти воевавших, или это просто чьи-то фантазии?). Какие-то события как будто происходят в настоящем времени, но в них тоже вклиниваются черты военного времени. Какие-то из событий, вероятно, происходят или происходили в реальности, какие-то являются отражением свойств памяти, в разной степени искажающих события при воспроизведении, а какие-то являются плодом чистого вымысла, при чем сознательного, и порой практически невозможно четко разделить эти уровни повествования. И если рассматривать излагаемые в фильме события в реалистическом ключе, то картина предстанет противоречивой и лишенной какой-либо объединяющей идеи. Однако если смотреть на нее с точки зрения многозначности проявления форм реальности, разнообразия возможных трактовок одних и тех же событий в разных обстоятельствах и на разных уровнях восприятия, то картина предстанет как сложное и комплексное исследование способов восприятия, трактовки и воспроизведения реальности. Автор в определенной степени жертвует художественными составляющими фильма ради постановки вопросов, которые скорее относятся к категории философских.
В ролях
- Жан-Луи Трентиньян – Жан Робен / Борис Варисса
- Иван Мистрик – Жан
- Жужана Кочурикова – Лаура
- Сильви Турбова – Сильвия
- Сильви Бреал – Мария
- Йожеф Черны - Отец
- Йозеф Кронер – Франц
- Доминик Прадо – Лиза
- Душан Блашкович – Владелец таверны
- Катрин Роб-Грийе – Аптекарша
- Юлиус Васек - Владимир
- Иван Летко – Немецкий офицер