КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Человек-слон


Карр Гомм уже стал спускаться по лестнице. Доктор Тривз собрался войти к Джону Меррику, но вдруг услышал, как тот проникновенно декламирует двадцать третий псалом, который они не успели выучить. Пораженные Тривз и Карр Гомм заходят к Человеку-слону и начинают с ним разговаривать.

Тривзу открывается, что на самом деле Человек-слон — развитая, способная к обучению личность, и его поведение перед Байтсом всего лишь притворство из страха, попытка предотвратить избиения. Меррик словно подтверждает подозрения Тривза: он конструирует из картона модели замков и читает. Меррик вхож в дом Тривза и его жены (Хана Гордон), именно ей он показывает свою самую дорогую ценность — небольшой портрет очень красивой женщины, своей матери. Меррик надеется, что если бы только его мама увидела своего сына в окружении таких известных людей, она бы, может быть, его полюбила, Джон полагает, что очень расстроил её своим обликом. На что жена Тривза возражает, что «любящий сын не может разочаровать мать». В этот, один из самых трогательных моментов фильма, жена доктора безутешно плачет. Меррик переживает, чем он мог так расстроить мадам. Меррика посещает знаменитая актриса миссис Кендал (Энн Бэнкрофт). Тем временем Байтс хочет вернуть «свое сокровище». Тривз стоит на своем и отказывается возвращать своего пациента назад в «Шоу уродов». Байтс заявляет, что тот отобрал его хлеб и что он заявит в полицию. На что Карр Гомм советует ему так и поступить, намекая на то, что самому Байтсу только от этого будет хуже, так как он издевается над живыми людьми. Но, главное, Байтс говорит что доктор Тривз ничуть не лучше него, что он также демонстрирует Человека-слона людям и использует его в своих корыстных целях, а именно показывает его своим знакомым докторам. Над этими словами Тривз задумывается, его начинает беспокоить сложившаяся ситуация, но его жена успокаивает его.

Несмотря на известность Человека-слона, двери его комнат не запираются на ночь, и ночной сторож (Майкл Элфик) начинает использовать Меррика в своих целях. Ночью к нему вламывается пьяная компания во главе с его бывшим хозяином Байтсом. Ночной сторож подносит к лицу Меррика зеркало. Байтс похищает обезумевшего Меррика и, недолго думая, отправляется с ним на гастроли в Европу. Человек-слон сильно заболевает, но пытается бежать. Ему помогают другие артисты цирка. Он возвращается в Лондон, где мечется по вокзалу, пытаясь убежать от нескольких мальчишек, привязавшихся к нему с тем, почему у него такая большая голова. Меррик случайно сбивает девочку, что становится причиной скандала. Толпа окружает Меррика и снимает с него прикрывающие деформированную голову отрепья.

В Индии живет человек с необычным заболеванием. На лице Лалит Рам образовалась гигантская опухоль. Из-за своей внешности он не может найти работу и завести с...

Все видео

В это время Тривз обнаруживает отсутствие Меррика и обвиняет в произошедшем сторожа. Полисмены доставляют Меррика обратно в больницу. Доктор Тривз вместе с Кендолл выводит его в театр, где Человек-слон показывает себя настоящим джентльменом. Вернувшись домой, в госпиталь, перед тем, как лечь спать, Джон Меррик беседует с Тривзом, благодарит его за вечер. После ухода доктора он готовится ко сну. Его взгляд падает на одну из картин, висящих на стене — на ней ребенок, спящий на боку. Меррик хочет попробовать поспать «как нормальный человек», то есть лежа, чего ему из-за сильно деформированной головы делать нельзя, он всегда спал сидя. Меррик убирает с кровати все подушки, ложится и засыпает. Последнее видение, возникающее перед Мерриком, — его мать.

Факты

  • Настоящее имя Человека-слона — Джозеф, а не Джон, как написано в книге Тривза. Неизвестно, почему имя было изменено.
  • Псалом 23, который Меррик читает когда Тривз знакомит его с мистером Карром Громмом, в русском синодальном переводе Библии находится под номером 22.
  • Грим Джона Херта был создан на основе представленного в Королевской больнице Лондона заспиртованного тела Джозефа Меррика. Накладка грима каждый день занимала 12 часов.
  • Кроме прочего, фильм обязан своей популярностью удачному выбору саундтрека. Дэвид Линч использовал в картине «Адажио» композитора Сэмюэля Барбера.
  • Медики до сих пор спорят насчет природы уродства Джозефа Меррика. Большинство учёных считает, что он страдал от синдрома Протея, который вызывает необычный рост головы, костей и кожи. Но, возможно, Меррика поразил нейрофиброматоз — редчайшее заболевание, которое может также вызывать деформацию костей и рост доброкачественных образований.
  • Фильм был выпущен кинокомпанией Brooks Films, принадлежащей известному комедиографу Мэлу Бруксу. В фильме также сыграла супруга Брукса, Энн Бэнкрофт.

Награды и номинации

Награды

  • 1981 — Международный фестиваль фантастических фильмов в Авориазе
    • Гран-при — Дэвид Линч
  • 1981 — Премия BAFTA
    • Лучший актёр — Джон Хёрт
    • Лучший фильм — Джонатан Сэнгер
    • Лучшее художественное оформление — Стюарт Крэйг
  • 1982 — Премия «Сезар»
    • Лучший зарубежный фильм — Дэвид Линч

Номинации

  • 1981 — Премия «Оскар»
    • Лучший актёр — Джон Хёрт
    • Лучшие декорации — Стюарт Крэйг, Роберт Картрайт, Хью Скейф
    • Лучший дизайн костюмов — Патриция Норрис
    • Лучший режиссёр — Дэвид Линч
    • Лучший монтаж — Энн Коутс
    • Лучшая музыка — Джон Моррис
    • Лучший фильм — Джонатан Сэнгер
    • Лучший сценарий — Дэвид Линч, Эрик Бергрен, Кристофер Де Вор
  • 1981 — Премия BAFTA
    • Лучшая операторская работа — Фредди Фрэнсис
    • Лучший режиссёр — Дэвид Линч
    • Лучший монтаж — Энн Коутс
    • Лучший сценарий — Дэвид Линч, Эрик Бергрен, Кристофер Де Вор
  • 1981 — Премия «Золотой глобус»
    • Лучший режиссёр художественного фильма — Дэвид Линч
    • Лучший художественный фильм-драма
    • Лучший драматический актёр — Джон Хёрт
    • Лучший сценарий художественного фильма — Эрик Бергрен, Кристофер Де Вор
  • 1982 — Премия «Грэмми»
    • Лучший саундтрек — Джон Моррис

В ролях

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить