КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Фарфоровая луна


В 1980-е годы вышел целый ряд психологических криминальных триллеров, развивавших стилистику нуара, и во многом предвосхитивших появление «Фарфоровой луны». Атмосфера удушающей жары американского юга впервые очень удачно обыграна в криминально-сексуальном нео-нуаре «Жар тела» (1981) Лоуренса Кэздана. В этом фильме, как и впоследствии в «Фарфоровой луне», роковая женщина (Кэтлин Тернер) использует свои чары, чтобы соблазнить неудачливого адвоката (Уильям Херт) и вступить с ним в преступный заговор с целью убийства своего богатого мужа-негодяя, а затем делает из своего любовника козла отпущения. Но если герой Херта изначально предстает как морально слабая личность, с готовностью убивающая человека, то Харрис представляет тип правильного копа, который против своего желания соглашается стать сообщником в убийстве. В целом, с точки зрения общей атмосферы, сюжета, постановки, съемки, музыки и игры актеров «Жар тела» смотрится как более сильный предшественник «Фарфоровой луны».

В «Зазубренном лезвии» (1985) Ричарда Маркванда герой Джеффа Бриджеса, убивший ради большого наследства собственную жену, использует свое мужское обаяние, чтобы соблазнить талантливую женщину-адвоката (Глен Клоуз), которая вытаскивает его из практически безнадежной ситуации в суде, только в самом конце понимая, что спасала убийцу. Жара южной Луизианы вновь становится важным элементом атмосферы в криминальном триллере «Без пощады» (1986), где чикагский детектив (Ричард Гир) пытается прижать жестокого мафиози и одновременно заполучить его сексуальную подругу (Ким Бейсингер).

Сюжетный поворот «Фарфоровой луны» имеет определенное сходство с картиной «Выхода нет» (1987), где главный герой должен вести расследование убийства и одновременно скрывать тот факт, что он и есть то лицо, которое ему надо найти. Аналогичный поворот темы был и классическом нуаре 1948 года «Большие часы», где криминальный обозреватель по поручению редакции ведет поиски подозреваемого в убийстве. Но так как этим подозреваемым является он сам, соответственно он пытается максимально запутать ход расследования. В фильме Джона Дала «Убей меня снова» (1989) преступная красавица ловко использует частного детектива (Вэл Килмер), чтобы присвоить похищенные деньги, инсценировать собственную смерть, а самого детектива сделать подозреваемым в убийстве.

Trailer China Moon 1994.

Все видео

Автор сценария «Фарфоровой луны» Рой Карлсон очень многое позаимствовал как из перечисленных выше, так и из некоторых аналогичных фильмов, в результате сюжет получился излишне вторичным (все время что-то напоминает, особенно «Жар тела»). Другая слабость сценария – надуманность некоторых ситуаций, целый ряд сюжетных натяжек и дыр, что значительно снижает убедительность истории. И, наконец, в отличие от большинства качественных нуаров, диалоги в фильме страдают от отсутствия ярких, остроумных и афористичных фраз.

Режиссер фильма Джон Бейли (1946) довольно удачно дебютировал в этом, новом для себя качестве. До этого он был известен исключительно как оператор таких популярных картин, как «Американский жиголо» (1980), «Люди-кошки» (1982), «Большое разочарование» (1983), «Мисима» (1985), «Случайный турист» (1988) и других. Однако и как постановщик он показал себя достаточно квалифицированным специалистом с неплохим чувством стиля, умением выстроить мизансцену и обеспечить темп повествования. Бейли умело управлял актерами и нагнетал напряженность, не забывая о формировании увлекательной визуальной картинки, задающей фильму нужное настроение и атмосферу.

Под профессиональным руководством Бейли оператор Вилли Карент нарисовал мрачную, пропитанную зноем и дождем нуаровую картину, задавая психологически несложному фильму нужное настроение и объем. Скромность бюджета вынудила перенести основные съемки в бары, рестораны, гостиницы и частные дома, однако художник картины достойно справился с работой, обеспечив красивые натурные места съемки южной природы, и особенно, красоту съемок на озере. Созданию атмосферы нуарового саспенса способствует и удачный саундтрек Джорджа Фентона, написанный в лучших традициях жанра нео-нуар.

Главная сила картины заключается в актерской игре, если и не выдающейся, то более чем достойной. Харизматичный Харрис придает своему персонажу психологическую глубину в роли детектива, который от любовной страсти настолько теряет голову, что из уверенного в себе и все контролирующего копа в мгновение ока превращается в загнанного зверя, не способного трезво оценить ситуацию и использовать свой богатый профессиональный опыт и ум, чтобы своевременно разоблачить преступников. 33-летняя Стоу в период расцвета своей красоты удачно исполнила роль типичной нуаровой роковой женщины, которая с помощью сексуальных чар умело манипулирует попавшим в ее сети мужчиной, склоняя его к преступлению. На следующий год Стоу сыграла в похожем триллере «Незаконное проникновение» (1992), где ее героиня становится жертвой сексуального преследования со стороны порочного копа (Рэй Лиотта), идущего на преступление ради удовлетворения своих желаний. Интересно было также увидеть совсем молодого и худого, 24-летнего Бенисио дель Торо в роли на вид простоватого копа, под личиной которого скрывался алчный злодей и криминальный мозг всей этой замысловатой интриги.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить