КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Гамлет идёт в бизнес


Русское названиеГамлет идёт в бизнес
Оригинальное названиеHamlet liikemaailmassafi
Hamlet i affärsvärldensv
Hamlet Goes Businessen
Жанрдрама (трагикомедия, фильм нуар)
РежиссёрАки Каурисмяки
ПродюсерАки Каурисмяки
СценаристАки Каурисмяки по мотивам пьесы Шекспира
АктёрыПиркка-Пекка Петелиус
Эско Салминен
Кати Оутинен
Элина Сало
Матти Пеллонпяя
КомпозиторЭлмор Джеймс
ОператорТимо Салминен
КомпанияVillealfa Filmproduction Oy
Бюджет$100 000
СтранаФинляндия
Языкфинский
Время86 мин.
Год1987
imdb_id0093139

«Гамлет идёт в бизнес» (fiHamlet liikemaailmassa, дословный перевод — «Гамлет в мире бизнеса») — финская кинодрама 1987 года режиссёра Аки Каурисмяки, его четвёртый полнометражный фильм.

Сюжет фильма вольно следует пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет»: несмотря на дословное повторение ряда диалогов, действие пьесы перенесено в современную Финляндию с неизбежным смещением ценностно-содержательных акцентов. В отношении кинематографической формы (контрастная чёрно-белая кинематография, переходы между сценами путём медленного затемнения экрана до полной черноты, подзаголовки разделов) фильм имеет много общего с ранними работами Джима Джармуша, включая «Более странно, чем в раю» (1984). Главную роль в фильме сыграл финский телевизионный комедийный актёр (род. 1953). Премьера фильма в Финляндии состоялась 21 августа 1987 года.

Сюжет

Гамлет — сын и наследник богатого бизнесмена. Как становится ясно из последней сцены фильма, «юноша с сердцем, тёплым, как холодильник» не ладит с отцом, думает только о себе, ему не терпится захватить контроль над компанией. Ему известно, что Клаус (Клавдий), будучи любовником его матери, систематически подсыпает яд в бокал его отца. Гамлет меняет яд на более сильный, и отец умирает от отравления. Клаус прибирает в свои руки контроль над компанией. Он и Полоний видят в Гамлете простую пешку, инфантильного дурачка. Они намереваются продать финские активы компании шведам, однако Гамлет неожиданно блокирует сделку. Чтобы нейтрализовать его, Полоний поручает своей дочери Офелии соблазнить Гамлета и склонить его к браку. В сцене «мышеловки» Гамлет даёт понять Клаусу и матери, что ему известно об их причастности к смерти отца. Бацилла насилия прогрессирует, принимая всё более абсурдные (в духе Тарантино) формы и приводя к гибели почти всех действующих лиц. После того, как члены семьи Гамлета истребляют друг друга, влюблённые шофёр и служанка запирают опустевший господский дом.

Занимаюсь своим бизнесом, делаю шиномонтажную пасту и сбываю местным шиномонтажным мастерским. По внешнему виду, по способу применения и расходу почти не отл...

Все видео

В ролях

  • Пиркка-Пекка Петелиус (fiPirkka-Pekka Petelius) — Гамлет, сын Гертруды
  • Эско Салминен (fiEsko Salminen) — Клавдий (Клаус)
  • Кати Оутинен (fiKati Outinen) — Офелия, дочь Полония, сестра Лаэрта (Лаури)
  • Элина Сало (fiElina Salo) — Гертруда
  • Эско Никкари (fiEsko Nikkari) — Полоний
  • Кари Вяянянен (fiKari Väänänen) — Лаэрт (Лаури), сын Полония
  • Пунтти Валтонен (fiPuntti Valtonen) — Симо, шофёр
  • Мари Рантасила (fiMari Rantasila) — Елена, служанка
  • Туро Пайала (fiTuro Pajala) — Розенкранц
  • Ааке Каллйала (fiAake Kalliala) — Гильденстерн
  • Пентти Ауэр (fiPentti Auer) — отец Гамлета (тень отца)
  • Матти Пеллонпяя (fiMatti Pellonpää) — охранник
  • Веса Мякеля (fiVesa Mäkelä) — врач
  • Майя Лейно (fiMaija Leino)
  • Пертти Свехолм (fiPertti Sveholm)

Жанр

Писавшие про фильм испытывают сложности с отнесением его к определённому жанру: трагикомедия, кинофарс, фильм нуар… Сам режиссёр шутливо назвал его так — «чёрно-белая-андеграунд-би-муви-классическая драма».«Гамлет идёт в бизнес» (1987) // Плахов А., Плахова Е. Последний романтик… — С. 52—59. Кинокритик Андрей Плахов определил фильм как «циничный нуар, немного в духе раннего Дэвида Линча»; ещё одно определение фильма — «социальный гротеск из финской жизни эпохи авантюрных биржевых игр, банковских кризисов и „экономики казино“…»


В отношении кинематографии фильм представляет собой перелицовку классического сюжета о распаде семьи и мести с циничных позиций фильма нуара. Картины этого жанра часто рисуют мир беспросветного зла, в котором все нравственные ориентиры относительны. Согласно режиссёру, «этот фильм — моя дань уважения голливудским B-movies 40-х годов… Все мои фильмы некрасивы. Этот — наименее некрасивый». К нуарам отсылает в фильме очень многое — подача титров, слабое освещение, контрасты света и тени, теснота помещений, пристрастие к искажённым ракурсам, суховатые диалоги, приправленные мрачным юмором…

Оценки

  • 1988: Премия Юсси (Финляндия) за лучший дизайн студийных декораций.
  • На 13 мая 2013 года рейтинг фильма на IMDb составлял 6,9.

Литература

Социальная критика

Равно как и пролетарская трилогия Каурисмяки, фильм содержит критику капиталистического общества, где всё, включая семейные ценности, становится предметом купли-продажи. Ирония в том, что Гамлет вместо мстителя за поруганные семейные ценности оказывается главным разрушителем этого патриархального уклада. Полоний манипулирует дочерью Офелией, та манипулирует своим женихом Гамлетом, а тот, как выясняется в конце фильма, с циничным эгоизмом манипулирует ими всеми. Ненормальности высших классов в фильме противопоставлены идиллические отношения служанки и шофёра, который, как выясняется в конце, приставлен к главному герою профсоюзами, чтобы блюсти интересы рабочего класса.

Судя по заключительным кадрам, бурные страсти, разыгрывающиеся в семье Гамлета, и смена собственников мало затрагивают процесс производства и жизни простых рабочихИз интервью Каурисмяки: «Бумажный станок в финале „Гамлета“ — напоминание о тех днях, когда я работал механиком низшего разряда в корпорации Кюммене, на одной из бумажных фабрик, которых много в Финляндии: я должен был день напролёт чистить и мыть детали станков, валы, постоянно возился с механизмами — вроде героя Чаплина в „Новых временах“. Я так полюбил эту машину, что захотел её снять в конце фильма».: «Это, может быть, единственный фильм, где мне удалось достичь хеппи-энда, — говорит режиссёр. — В других страдания главных героев продолжаются, а здесь все находят покой, за исключением собаки, служанки и шофёра. Вот фильм с классовой линией, в стиле Пудовкина — от начала до конца». Ещё одно его высказывание на эту тему: «Люди имеют превратное представление о счастье. У всех моих фильмов счастливые концы, и самый счастливый — в „Гамлете“».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить