КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Гибель империи. Византийский урок
Русское название | Гибель империи. Византийский урок. |
Жанр | публицистический |
Страна | Россия |
Язык | русский |
Год | 2008 |
Сценарист | архимандрит Тихон (Шевкунов) |
Актёры | архимандрит Тихон (Шевкунов) (ведущий) |
Режиссёр | Ольга Савостьянова |
Оператор | Виталий Токарев, Платон Конухов, Виталий Пересыпкин |
Директор | Роман Аксенов |
Консультант проекта | Павел Кузенков |
Композитор | Эдуард Артемьев, Илья Снегов, Фёдор Степанов, византийские песнопения в исполнении Хора Сретенского Ставропигиального мужского монастыря |
Время | 71 мин. |
Компания | РТР, Продюсерский центр «Мастерская» |
__NOTOC__
Русское название | Гибель империи. Византийский урок. |
Жанр | публицистический |
Страна | Россия |
Язык | русский |
Год | 2008 |
Сценарист | архимандрит Тихон (Шевкунов) |
Актёры | архимандрит Тихон (Шевкунов) (ведущий) |
Режиссёр | Ольга Савостьянова |
Оператор | Виталий Токарев, Платон Конухов, Виталий Пересыпкин |
Директор | Роман Аксенов |
Консультант проекта | Павел Кузенков |
Композитор | Эдуард Артемьев, Илья Снегов, Фёдор Степанов, византийские песнопения в исполнении Хора Сретенского Ставропигиального мужского монастыря |
Время | 71 мин. |
Компания | РТР, Продюсерский центр «Мастерская» |
«Гибель империи. Византийский урок» — публицистический фильм наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова).
Премьера состоялась на телеканале «Россия» 30 января 2008 года. Фильм вызвал широкую общественную дискуссию (см. ниже).
Фильм был пущен на телевидение в 2008 году. Его создатель Архимандрид Тихон, ставил себе очень простую задачу. Объяснить людям в чем заключается смысл Веры. ...Все видео
Содержание фильма
Основная концепция картины восходит к московскому митрополиту Зосиме, который в 1492 году в своём труде «Изложение Пасхалии» впервые выдвинул тезис − «Москва − Третий Рим».
Ведущий — архимандрит Тихон (Шевкунов) — от первого лица даёт свою версию краха Византийской империи. Съёмки производились в современных Константинополе (Стамбуле), Венеции и Москве.
Центральной линией фильма является пропаганда сильного государства. На примере гибели такой великой империи, какой была Византия, проводится мысль о том, что государство с большой территорией и большим числом народов, входящих в него, обязано быть сильным, иначе оно распадётся как в силу центробежных сил, объективно существующих в любом многонациональном государстве, так и в силу желания окружающих это государство соседей поживиться за чужой счёт. В качестве таких соседей, по фильму, выступают народы тогдашней Западной Европы (именующиеся в фильме просто «Запад»), бывшие в те времена, о которых идёт речь в фильме, очень далёкими от цивилизованности, и именовавшиеся как в Римской, так и в Византийской империях варварами (германцы, англосаксы, французы и т. д.). По фильму, данные «варвары» разграбили Константинополь и грамотно используя его несметные богатства дали основной толчок началу своей цивилизации, ныне именуемой «Западная цивилизация».
В фильме проводятся аналогии с российской историей. Автор рассказывает об истории Византии, сравнивая ее с историей современной России, Российской империи и Советского Союза. Проводится прямая аналогия с событиями новейшей истории, как например борьба государственной бюрократии с олигархами, оранжевая революция на Украине и отделение Сербии и Болгарии от Византии, укрепление вертикали власти и т. п.
Однозначную позицию авторы заняли по национальному вопросу, особенно актуальному в государствах имперского типа. Внимание уделяется равенству всех народов империи между собой. Одновременно в качестве положительного момента указывается на смешанное происхождение православных императоров Византии и приводится краткая родословная некоторых из них. Критикуется имевший место греческий национализм, религиозный фактор (что созвучно подходу иерея Даниила Сысоева) ставится выше национального.