КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Глубокий сон (фильм, 1946)
Русское название | Глубокий сон |
Оригинальное название | The Big Sleep |
Жанр | детектив, нуар |
Режиссёр | Говард Хоукс |
Продюсер | Говард Хоукс |
Сценарист | Уильям Фолкнер Ли Брэкетт Джулс Фёртмен |
Актёры | Хамфри Богарт Лорин Бэколл |
Композитор | Макс Стайнер |
Оператор | Сидни Хикокс |
Компания | Warner Brothers |
Страна | США |
Время | 114 мин. 116 мин. (оригинальная версия) |
Год | 1946 |
imdb_id | 0038355 |
«Глубокий сон» (или «Большой сон»; enThe Big Sleep) — классический фильм-нуар Говарда Хоукса (1946) с одним из самых запутанных для этого жанра сюжетов и скоростным развитием действия. Среди других нуаров его выделяют свойственные фильмам Хоукса искрящиеся диалоги, зачастую с каламбурами и двойным дном. Экранизация одноимённого романа Рэймонда Чандлера (1939).
Сюжет
Сюжет фильма довольно точно следует фабуле романа. Действие происходит в Лос-Анджелесе. Частного детектива Филипа Марлоу нанимает генерал Стернвуд. Он просит сыщика разобраться с шантажистом Артуром Гайгером, имеющим компромат на его дочь Кармен, которая злоупотребляет наркотиками и водится с тёмными личностями.
За время расследования происходит несколько убийств и раскрывается множество обманов. Все нити приводят Марлоу к телохранителю генерала Шону Ригану, который якобы сбежал из города с женой подпольного воротилы Эдди Марса. Хотя Марлоу неизменно пользуется успехом у женщин, включая Кармен, самого его влечёт другая дочь генерала, Вивиан, которая, кажется, не выносит его на дух…
https://www.youtube.com/user/sovetfilmov - на нашем канале находятся Русские фильмы боевики, старые советские фильмы про войну, старые советские фильмы про л...Все видео
В результате проведённого расследования Марлоу выясняет, что история с бегством жены и телохранителя — лишь прикрытие для тёмных делишек, которые проворачивает Марс. Подлинным убийцей является наркоманка и нимфоманка Кармен, которую Марлоу был нанят выгородить из дела. И чувство к Вивиан, и долг по отношению к генералу заставляют Марлоу «перевести стрелки» на Марса.
Признание и награды
- В 1997 году фильм был включён в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
- Список 250 лучших фильмов по версии IMDb — середина списка.
- Списки Американского института кино:
- 100 лучших героев и злодеев — 32-е место (Филип Марлоу)
- В 1978 году роман Чандлера был переснят с Робертом Митчемом в главной роли.
- На Филипе Марлоу в исполнении Богарта основан образ главного героя фильма «Бегущий по лезвию», которого сыграл Харрисон Форд.
- Книгой Чандлера вдохновлялись братья Коэны при написании сценария фильма «Большой Лебовски» (1998).
В ролях
- Хамфри Богарт — Филип Марлоу
- Лорин Бэколл — Вивиан Стернвуд
- Джон Риджли — Эдди Марс
- Марта Викерс — Кармен Стернвуд
- Дороти Мэлоун — владелица книжного магазина «Акме»
- Пегги Кнудсен — Мона Марс
- Реджис Туми — инспектор Берни Олс
- Чарльз Уолдрон — генерал Стернвуд
- Боб Стил — Лэш Канино
- Элайша Кук-младший — Гарри Джонс
- Луис Джин Хейдт — Джо Броуди
Работа над фильмом
Съёмки проходили с 10 октября 1944 г. по 12 января 1945 г. Фильм демонстрировался для американских военнослужащих за океаном, но в широкий прокат в США не вышел. Студия отложила премьеру «Глубокого сна» в пользу завершённых военных фильмов; среди них был «Тайный агент» (Confidential Agent, 1945), также с Бэколл в главной роли. 16 ноября 1945 г., после того как за роль в «Тайном агенте» Бэколл была разгромлена критиками, её агент Чарльз К. Фельдман писал Джеку Уорнеру: «…если Бэколл удостоится аналогичных отзывов и критики за „Глубокий сон“ — а это определённо случится, если не будут сделаны изменения, — вы можете потерять одну из основных статей дохода. Хотя дополнительные сцены обойдутся всего лишь в $25,000 или $50,000, они, на мой взгляд, должны быть сняты, даже если цена поднимется до $250,000». Фельдман посоветовал Уорнеру «дать девушке минимум три-четыре дополнительные сцены с Богартом, имеющие дерзкий и провокационный характер, наподобие сцен в „Иметь и не иметь“ (1944)». Дополнительные сцены, например, в ресторане с двусмысленным диалогом о скачках на ипподроме, снимались начиная с 2 января 1946 г. В переработанной версии потребовалось удаление ряда сцен, проливающих свет на загадочные события фильма. В результате многое в фабульной части осталось необъяснённым (зачем надо было увозить из офиса вещи Гайгера, кто и зачем убил шофёра генерала, мотив убийства Джо Броуди и т. д.).
Запутанные сюжетные ходы ставили в тупик не только режиссёра, сценаристов, но и самого Чандлера, с которым пытались консультироваться создатели фильма. Кроме того, некоторые сюжетообразующие мотивы (сбыт порнографии Гайгером, его гомосексуальные связи, голая Кармен в его доме и т. п.) по цензурным требованиям того времени были смягчены до того, что перестали проливать свет на развитие действия. Хоукс вышел из положения, ускорив темп сцен и на редкость остроумных диалогов таким образом, чтобы у зрителя просто не оставалось времени задавать каверзные вопросы. «Великое искусство тут необязательно. Мне нужно движение», — направлял Хоукс своих сценаристов.Gene D. Phillips. Major Film Directors of the American and British Cinema. Lehigh University Press, 1999. ISBN 0-934223-59-9. Page 49. Впоследствии режиссёр вспоминал: «Это был увлекательный фильм, и он имел успех у зрителей, хотя я так и не разобрался, кто там кого порешил. Когда меня спросили, кто убил того человека, чью машину выудили из реки, я ответил: „Не знаю. Спросим у Фолкнера“. Фолкнер тоже не знал, что ответить. Тогда я спросил Чандлера, и он сказал, что это дело рук дворецкого».
В конце 1990-х гг. в Архиве кино и телевидения Калифорнийского университета была обнаружена допрокатная версия фильма 1945 г. Хью Хефнер организовал сбор средств на реставрацию. В 1997 г. допрокатная версия демонстрировалась в арт-хаусных кинотеатрах вместе с документальным фильмом, где проводился сравнительный анализ между оригинальным фильмом-нуар Хоукса и переработанным «звёздным фильмом». Хотя общая продолжительность допрокатной версии больше всего на две минуты, она содержит около 20 минут материала, вырезанного при пересъёмке.