КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Голод (фильм, 1966)


Русское названиеГолод
Оригинальное названиеSult
Жанрарт-хаус
драма
РежиссёрХеннинг Карлсен
АктёрыПер Оскарссон
Время111 мин.
СтранаДания
Швеция
Норвегия
ПродюсерГоран Линдрен
Бертиль Ольссон
СценаристХеннинг Карлсен
Петер Сиберг
КомпозиторКшиштоф Комеда
ОператорХеннинг Кристиансен
КомпанияAthena Film
Год1966
imdb_id0061042

«Голод» (noSult) — датско-шведско-норвежский чёрно-белый художественный фильм, арт-хаусная драма режиссёра , премьера которой состоялась в 1966 году. В главной роли одинокого писателя Понтуса задействован Пер Оскарссон. Экранизация одноимённого романа писателя Кнута Гамсуна.

Сразу же после премьеры фильм был признан первым настоящим успехом сотрудничества между скандинавскими странами. Критики отмечали, что «Голод» — один из редких победных образцов совместной разработки различных стран, невзирая на смешанную (в плане национальностей) съёмочную группу. На родине, в скандинавских государствах, ленте рукоплескали стоя в большинстве кинотеатров, а киноаналитики признавали её артистическим триумфом. По сей день картина считается ярким примером социального реализма в кинематографе, в середине 2000-х годов Министерство культуры Дании внесло её в список датского культурного канона.

Фильм стал одним из фаворитов жюри и на , где выдвигался на «Золотую пальмовую ветвь», а исполнитель главной роли Пер Оскарссон стал обладателем приза за лучшую мужскую роль. Картина также была претендентом от Дании на премию «Оскар», однако в шорт-лист так и не попала. Помимо успеха на Лазурном Берегу, Пер Оскарссон был признан лучшим на церемониях вручения премий «Бодил» и «Золотой жук». Впоследствии эту актёрскую работу Оскарссона неоднократно признавали лучшей за всю его карьеру.

dir. Henning Carlsen, 1966 based on the book by Knut Hamsun.

Все видео

Сюжет

Действие фильма происходит в 1890 году, в городе Христиания (ныне Осло). Нищий и одинокий писатель Понтус (Пер Оскарссон) переезжает в город из деревни. Голодая, он несколько раз навещает ростовщика и продает свой жилет за несколько центов, которые, впрочем, позже все равно отдает попрошайке.

Понтус пишет статью для местной газеты, черновик которой показывает её главному редактору (Хенки Кольстад). Тот замечает несколько неточностей и отправляет писателя доделывать незаконченную работу. Гордость Понтуса мешает ему принять это предложение и он продолжает свой путь в поисках пищи. На улице он выпрашивает кость для будто бы своей собаки и догрызает её в переулке. После окончания трапезы Понтус встречает старого друга, который предлагает ему свою помощь и деньги, однако гордость снова мешает писателю принять их.

Наконец, когда у Понтуса заканчивается возможность платить за свою арендованную квартиру, хозяйка выгоняет его на улицу. Голод полностью охватывает разум писателя: у него начинаются галлюцинации, но он не оставляет сил, чтобы бороться за свою жизнь. В одной из галлюцинаций он знакомится с привлекательной девушкой Йлайали (Гуннель Линдблюм). Несмотря на то, что её не тянет к Понтусу, в финальной сцене фильма, тот, в порыве нахлынувших чувств, устраивается на работу на крупное грузовое судно, которое скоро отойдёт от причала.

Создание

Классический роман Кнута Гамсуна «Голод» режиссёр фильма прочитал ещё в детстве, в 12 или 13 лет. В более позднем возрасте Карлсен снял ленту «Кошки», где главную роль исполнял шведский актёр . Режиссёр смотрел на него и поражался его нечеловеческой худобе. В один день, глядя на Мирберга, Карлсену пришла идея создать экранизацию так полюбившегося в детстве романа. Он освежил воспоминания, перечитав книгу, после чего написал письмо старшему сыну Гамсуна Тору, который тогда обладал авторскими правами на все произведения своего отца. После непродолжительных переговоров Тор согласился на экранизацию «Голода».

На место сценариста Карлсен пригласил известного датского писателя , с которым режиссёр долго обсуждал, какие именно отрывки использовать в фильме, и, главное, как. По словам Карлсена, основной проблемой съёмочной группы было то, что роман Гамсуна написан от первого лица. Карлсен задавал себе вопрос: «Как мы сделаем из настолько специфической книги целый фильм?». Позже режиссёр признавался, что в построении материала в одно целое ему очень сильно помогал исполнитель главной роли Пер Оскарссон.

В ролях

Награды и номинации

  • 1966 — две номинации на : «Золотая пальмовая ветвь» и приз за лучшую мужскую роль (Пер Оскарссон; победа).
  • 1967 — премия «Золотой жук» за лучшую мужскую роль (Пер Оскарссон).
  • 1967 — две премии «Бодил»: лучший фильм и лучшая мужская роль (Пер Оскарссон).
  • 1969 — премия Национального общества кинокритиков США за лучшую мужскую роль (Пер Оскарссон).
  • 1969 — фильм вошёл в десятку лучших иностранных фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США.

Литература

  • Метте Хьорт, Иб БондебьёргThe Danish Directors: Dialogues on a Contemporary National CinemaIntellect Books, 2000
  • Эндрю К. НестингенTransnational Cinema In A Global North: Nordic Cinema In TransitionWayne State University Press, 2005

Критика

Фильм был положительно воспринят большинством мировых кинокритиков, которые, по большей части, отмечали крайне убедительное перевоплощение Пера Оскарссона и достойное изложение книги Гамсуна.

  • «Лучшее в фильме — осторожно построенная актёрская игра Пера Оскарссона» — Джеффри М. Андерсон, Combustible Celluloid
  • «Полный банкет скандинавского страха» — Фернандо Ф. Кроче, Slant Magazine
  • «Западающий в душу образ, представленный Оскарссоном — это именно то, что придает этой истории страданий ее силу и жёсткость» — Деннис Швартц, Ozus' World Movie Reviews

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить