КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Голова-ластик


Релиз и отзывы

В начале 90-х фильм был запрещён для трансляции в США, также был ограничен его прокат. Благодаря усилиям дистрибьютора Бена Баренхольца фильм демонстрировался в «независимых» кинотеатрах и вскоре стал культовой классикой, одним из любимых фильмов альтернативных музыкантов (в частности, британская группа Bauhaus). Также фильм стал популярным и среди любителей экспериментального кино, «отказников» Голливуда и «похожих» режиссёров.

Мэл Брукс после просмотра фильма пригласил Дэвида Линча в качестве режиссёра фильма «Человек-слон».

«Голова-ластик» был одним из любимых фильмов Стэнли КубрикаCiment, Michel. Kubrick: The Definitive Edition. Faber & Faber, 2003. ISBN 0-571-21108-9. Перед съёмками «Сияния» он показал этот фильм съёмочной группе, дабы погрузить её в необходимое психологическое состояние.

Пишите в комментариях о тех сценах, которые остались для вас неясными. Я сделаю отдельное видео для каждой из них.

Все видео

Джордж Лукас после просмотра фильма предложил Линчу снять заключительный эпизод «Звёздных войн» — Возвращение джедая, однако Линч от предложения отказался.

На Rotten Tomatoes у фильма 90% положительных рецензий кинокритиков из 40.

Производство фильма

В 1971 году Линч переехал в Лос-Анджелес и поступил в надо=Консерватория AFI. Там он начал работать над своим первым полнометражным фильмом, используя грант AFI в 10 тыс. $. Гранта оказалось недостаточно для окончания фильма, и в результате Линч работал над ним с перерывами до 1976 года, несколько раз перемонтировав.

В первый год обучения он начал писать сценарий для предлагаемой работы, озаглавленной «Gardenback». Несколько преподавателей посоветовали ему продлить сценарий и расширить диалог, он неохотно согласился. Затем Линч объявил, что уходит из-за помех в исполнении его замысла. Многие из преподавателей колледжа попросили его пересмотреть решение, считая его одним из лучших своих учеников, на что он в конце концов согласился с условием, чтобы ему не мешали с созданием собственного проекта. Линч забросил «Gardenback» и решил начать новый проектLynch, David and Rodley, Chris (2005). Lynch on Lynch (revised edition). New York: Faber and Faber. ISBN 978-0-571-22018-2.

Из-за необычного сюжета фильма и минимального режиссёрского опыта Линча никакие киностудии проект не поддержали. Линч снимал большую часть фильма в районе надо=Greystone Mansion в Беверли-Хиллз, который был в то время штаб-квартирой AFIWoodward, Richard B. // The New York Times. — 14.01.1990.. Сценарий фильма состоял из 21 страницы и был написан за 20 дней. В первый год работы над фильмом (из пяти) от Дэвида Линча ушла жена. Учитывая, что совсем незадолго до этого у них родилась дочь, многие считают, что Дэвид Линч пользовался личным опытом для съёмок картины, а чтобы найти хоть какие-нибудь деньги на производство фильма (финансирование фильма прекратилось после съёмки где-то 20 минут фильма), режиссёру приходилось искать их самыми разными способами — вплоть до развоза газет и использования средств родственников и друзей (Сисси Спэйсек и надо=Фиск, Джек).

Множество вопросов и споров вызвал ребёнок-мутант, который, по-видимому, был создан из забальзамированного утробного плода телёнка, хотя Дэвид Линч это никогда не подтверждал и не описывал, как он его конструировал. Во время съёмок, когда он просматривал отснятый за день материал, он якобы даже просил киномеханика закрывать глаза, когда демонстрировались дубли с младенцем, чтобы никто не узнал, как он сделан.

Призы и награды

  • 1978 — Приз «Золотая антенна» на Международном фестивале фантастических фильмов в Авориазе
  • Фильм также был номинирован в категории «лучший фильма в жанре „фэнтези“» в 1978 году на Международном фестивале фантастических фильмов «Фантаспорто»

В ролях

  • Джек Нэнс — Генри Спенсер
  • Шарлотта Стюарт — Мэри Икс
  • Аллен Джозеф — Мистер Икс
  • Джин Бейтс — Миссис Икс
  • Джудит Анна Робертс — Красивая женщина из комнаты напротив (№ 27)
  • Лорел Нир — Поющая девушка внутри батареи отопления
  • Джек Фиск — Мужчина на планете
  • Джин Лэнг — Бабушка

Художественные особенности

Каждый момент фильма продуман и по-своему значим. Фильм представляет собой не столько повествование в привычном смысле слова, сколько путешествие внутри чьего-то сознания. Если вдуматься, герои и помещения в этом фильме являют собой не настоящих героев и настоящие помещения, а некие символы и категории, которые могут перетекать друг в друга или разрушаться, как то свойственно образам и категориям человеческого сознания. Этот подход к пространству, героям и истории станут основополагающими для дальнейшего творчества Линча.

Многие кинематографические идеи и визуальные образы в дальнейшем использовались самим режиссёром в его последующих работах («Синий бархат», «Внутренняя империя» и др.).

Интересные факты

  • Джек Нэнс сохранял такую причёску на всём протяжении периода съёмок — все пять лет.
  • До настоящего времени Линч отказывался что-либо говорить о своём фильме, предпочитая, чтобы зрители сами для себя решали, что всё это значит. Единственные комментарии, которые он сделал, были на DVD релизе 2000 года. Он заявил, что никто так и не подошёл близко к истинному значению фильма.
  • Герой Нэнса — Генри — за весь фильм улыбается только два раза.
  • Журнал «Premiere» назвал этот фильм одним из 25-ти «наиболее опасных фильмов».
  • Поскольку фильм снимался кусками на протяжении пяти лет, одни и те же декорации приходилось собирать по нескольку раз. Съёмки вообще были очень разбросаны в плане времени. Например, сцену, в которой Генри входит в свою квартиру, сняли через полтора года после сцены, в которой Генри открывает дверь.
  • Чёрно-белый зигзагообразный рисунок на полу в холле дома Генри идентичен рисунку на полу дома поэта в фильме Жана Кокто «Орфей» (Orpheus, 1950). Позже этот же рисунок Линч перенесёт и на пол Чёрной Ложи из своего сериала «Твин Пикс» (Twin Peaks, 1990—1991).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить