КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Господин оформитель


Русское названиеГосподин оформитель
ЖанрМистика
драма
РежиссёрОлег Тепцов
СценаристЮрий Арабов
АктёрыВиктор Авилов
Анна Демьяненко
Михаил Козаков
Иван Краско
КомпозиторСергей Курёхин
ОператорАнатолий Лапшов
КомпанияЛенфильм
СтранаСССР
Время103 мин.
Год1988
imdb_id0157713


«Господи́н оформи́тель» — художественный фильм 1988 года. Снят по мотивам рассказа «Серый автомобиль» Александра Грина.

Сюжет

Действие происходит в 1908—1914 годах. Знаменитый художник-оформитель, Платон Андреевич, хочет продлить жизнь человека в скульптуре и на рисунках, пытаясь побороть смерть, и усовершенствовать окружающий мир с помощью своего таланта. Многие годы ему не давала покоя мысль о состязании с Всевышним. Ему, автору великолепных восковых манекенов, хотелось создать нечто совершенное и вечное, не поддающееся течению времени.

В 1908 году художник получает заказ от ювелира на оформление витрины магазина. В поисках натурщицы для изготовления манекена для витрины, художник находит Анну, молодую девушку, смертельно больную чахоткой, и ваяет с неё свой лучший манекен, вкладывая в работу всю душу.

Ёжик не знает, какую повесить штору: светлую или тёмную? Крош вызывается ему помочь, представившись «Господином оформителем». Однако это позже переросло в ка...

Все видео

Проходит время, на дворе 1914 год. Известный ранее художник впал в забвение, дела идут совсем не так хорошо, как в прежние времена. Под влиянием творческого кризиса художник начинает злоупотреблять морфием, ему грозит полное разорение.

Однажды, находясь в крайней нужде, Платон Андреевич принял предложение некоего богатого дельца Грильо оформить интерьер его дома. Знакомство с женой хозяина Марией привело художника в замешательство. Он был убежден, что несколько лет назад с неё, носящей тогда имя Анны Белецкой, больной чахоткой девушки, он вылепил свой лучший восковой манекен. Но Мария говорит ему, что никогда раньше не видела художника, и ничего не знает ни о какой Анне.

После всех попыток добиться истины, оформитель слышит от неё только: «Забудьте об Анне. Её больше нет».

Платон Андреевич делает предложение девушке, но получает отказ: Мария говорит ему, что он слишком беден. Благодаря невероятному случаю, оформитель выигрывает у мужа Марии огромное состояние и делает предложение снова. И снова получает отказ. Тут понятное течение событий меняет свой ход, и наступает страшная развязка: девушка оказывается ожившей скульптурой его работы.

Волей злого рока сбылась мечта художника — его творения обрели жизнь. Но воплощённая в облике человека вещь, созданная в стремлении превзойти творения Всевышнего, переняла самые низкие и разрушительные свойства: Мария убивает Грильо и завладевает его домом. Её следующая жертва — художник. Художник гибнет под колесами серого автомобиля, на котором едет Мария и безымянные представители потусторонних тёмных сил.

Награды и номинации

  • 1989 — Номинант национальной премии Российской Академии кинематографических искусств «Ни́ка»
    • номинация «Лучшая работа художника по костюмам»
    • номинация «Лучший звук»
    • номинация «Лучшая работа художника-постановщика»

В ролях

  • Виктор Авилов — Платон Андреевич
  • Анна Демьяненко — Анна-Мария
  • Михаил Козаков — Грильо
  • Иван Краско — слуга
  • Вадим Лобанов — ювелир
  • Валентина Малахиева — старуха
  • Константин Лукашов — кладбищенский сторож
  • Светлана Панфилова — монашка
  • Юрий Ароян — второй кладбищенский сторож
  • Владимир Миняйло — офицер
  • Азамат Багиров — карточный игрок
  • Юрий Башков — крупье
  • Константин Рацер — Смерть (нет в титрах)
  • Сергей Курёхин — эпизод (нет в титрах)
  • Олег Тепцов — Пьеро в прологе (нет в титрах)

Интересные факты

  • Это первый фильм в кинокарьере Виктора Авилова, ранее он участвовал лишь в театральных постановках.
  • Этот фильм является ремейком дипломной работы режиссёра Олега Тепцова, которую ему порекомендовали снять в виде полнометражной картины.
  • В качестве дома Грильо в фильме выступал особняк Фолленвейдера.
  • Одна из финальных сцен, в которой герой гибнет на проезжей части моста под колесами автомобиля, снималась на Большом Петровском мосту. Когда фильм вышел на экраны, мост был ещё открыт для движения наземного транспорта.
  • Некоторые эпизоды снимались на Смоленском лютеранском кладбище.
  • Женский вокал, звучащий в кульминации фильма, принадлежит Ольге Кондиной. В титрах её имя не упоминается.
  • В записи музыки к фильму принимали участие музыканты группы «Кино»: Ю. Каспарян, И. Тихомиров и Г. Гурьянов.
  • В конце фильма, когда господин оформитель лежит у камина в крови, звучит запись стихотворения А. А. Блока «Шаги Командора» в исполнении Эдуарда Багрицкого. В фильме есть и «цитата» из Блока: Арлекин, прыгающий в нарисованное окошко, — эпизод из пьесы «Балаганчик», написанной А. А. Блоком в 1906 году.
  • В одном из кадров видна фотография на столе Платона Андреевича, на которой он запечатлен рядом с А. А. Блоком. Это фото является монтажом снимка Виктора Авилова и фотографии, на которой рядом с Блоком стоит Корней Чуковский.
  • Дружбу Платона Андреича (героя Виктора Авилова) с А. А. Блоком "доказывает" ещё и тот факт, что поэт с осени 1907 г. по 1910 г. проживал в дворовом флигеле особняка А. И. Томсен-Боннара, на Галерной улице, 41. Как известно, дом «господина оформителя» находился на той же улице, только в доме 55.
  • В фильме использованы работы таких художников, как Франц фон Штук (1863—1928), Эдвард Берн-Джонс (1833—1898), Одилон Редон (1840—1916), Арнольд Беклин (1827—1901), Джон Эверетт Миллес (1829—1896), Жан Дельвиль (1867—1953), Макс Клингер (1857—1920) и др.

Съёмочная группа

  • Автор сценария — Юрий Арабов
  • Режиссёр — Олег Тепцов
  • Оператор-постановщик — Анатолий Лапшов
  • Операторы — С. Некрасов, Л. Голубев
  • Художник-постановщик — Наталья Васильева
  • Художники — О. Калягина, И. Чиркунов
  • Композитор — Сергей Курёхин
  • Директор картины — Вениамин Кутиков

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить