КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Иван Грозный (фильм)


Съёмки

Съёмки первой серии шли во время Великой Отечественной войны на студии ЦОКС в Алма-Ате. В работу над фильмом активно вмешивался И. Г. Большаков, который требовал от съёмочной группы закончить картину как можно быстрее. Например, он отдавал распоряжения, чтобы в те дни когда по болезни С. М. Эйзенштейн не мог снимать, картину снимали его ассистенты. В итоге, С. М. Эйзенштейн написал письмо И. В. Сталину, в котором попросил дать им до завершения съёмок ещё 2-3 месяца и «убедить» Большакова, чтобы стал «более гибок»Письмо Сергея Михайловича Эйзенштейна Иосифу Виссарионовичу Сталину о фильме «Иван Грозный». Алма-Ата, 20 января 1944 г. // Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материк, 2005. — ISBN 5-85646-137-1..

После запрета второй серии работы над фильмом были прекращены. Третья серия фильма существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах.

Съёмочная группа

  • Автор сценария и режиссёр: Сергей Эйзенштейн
  • Второй режиссёр: Лев Инденбом
  • Операторы: Эдуард Тиссэ (оператор натурных съемок), Андрей Москвин (оператор павильонных съемок), Виктор Домбровский (второй оператор)
  • Фотограф: Виктор Домбровский
  • Художник: Иосиф Шпинель
  • Художники по костюмам: Всеволод Воинов (1-я серия), Лидия Наумова, Яков Райзман (1-я серия)
  • Художник по гриму: Василий Горюнов
  • Композитор: Сергей Прокофьев
  • Автор песен: Владимир Луговской
  • Дирижер хора: Виктор Комаров
  • Звукорежиссеры: Владимир Богданкевич, Борис Вольский
  • Монтажер: Эсфирь Тобак

Интересные факты

  • В фильме показано «Пещное действо» — одно из первых на Руси театрализованных представлений.
  • Колыбельную «Окиян-море» и «Песню про бобра» исполняет певица Ирма Яунзем.
  • В съёмках использовался иконостас храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве.
  • Во время съёмки, после того как отснят тот или иной кадр и прозвучала команда режиссёра «Стоп!», исполнявшему роль Ивана Грозного Николаю Черкасову было трудно сразу остановиться и замолчать, и он постоянно какое-то время продолжал играть. С. М. Эйзенштейн пытался уговорить Н. К. Черкасова не тратить энергию впустую, но не мог. В итоге, он смонтировал фильм «Захваты после „стоп“, или Куда идет творческая энергия народного артиста», в который включил кадры игры Н. Черкасова, которая продолжалась уже после команды режиссёра её прекратитьЧеркасова Н. // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. — М.: Искусство, 1974.
  • Исторические костюмы через много лет были использованы при съёмках комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
  • По некоторым, неофициальным данным, считается, что в этом фильме дебютировал Георгий Вицин, однако Владимир Цукерман, скрупулёзно собиравший все факты жизни Вицина, рассказывал: «…Георгий Михайлович признавался мне, что Эйзенштейна в глаза не видел. А дебютировал в фильме Юткевича „Здравствуй, Москва!“».

Награды

  • 1946 — 1 серия. Сталинская премия I степени. — Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ, Андрей Москвин, Сергей Прокофьев, Серафима Бирман, Николай Черкасов
  • 1946 — 1 серия. Международный кинофестиваль в Локарно. Приз за лучшую операторскую работу. Эдуард Тиссэ, Андрей Москвин.
  • 1990 — Берлинский международный кинофестиваль. Участие в Программе «Retrospective» — Сергей Эйзенштейн.

 


Комментарии

Алла Болмасова 2020-01-20 04:40:26

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить