КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Изыди!


Русское названиеИзыди!
Жанрдрама / комедия
РежиссёрДмитрий Астрахан
АктёрыОтар Мегвинетухуцеси
Тамара Схиртладзе
Владимир Кабалин
Ксения Раппопорт
Виктор Бычков
Валерий Козинец
Виктор Михайлов
Анна Лисянская
Николай Рыбников
Александр Лыков
imdb_id0101946
Время83 мин
СтранаСССР
СценаристДмитрий Астрахан
Олег Данилов
КомпозиторАлександр Пантыкин
ОператорЮрий Воронцов
КомпанияЛенфильм
Год1991

«Изыди!» — кинофильм. Первая совместная работа Дмитрия Астрахана и Олега Данилова. Фильм снят по мотивам произведений Шолом-Алейхема, Александра Куприна и Исаака Бабеля.

Сюжет

В честь своей удачи Мотя Рабинович готовил угощение для всей деревни. Но то и дело перед его внутренним взором возникали видения катящихся по стране погромов. Казалось, всеобщее уважение односельчан надежно защищает его, а тут ещё выяснилось, что единственная дочь — рыжекудрая красавица — перешла в христианство, чтобы выйти замуж за милого длинноносого художника — сына сельского старосты, ближайшего друга героя. Даже полученное исправником указание об обязательной демонстрации верноподданнических чувств населения в форме еврейского погрома вылилось в очень смешную инсценировку в постановке самого Рабиновича и сельского старосты: с выпусканием пуха из старых подушек, битьем ненужной посуды и поджогом сортира в финале. Меж тем к видениям, мучившим героя, присоединились кадры с грузовиком, в котором под трехцветным флагом (ещё не ставшим государственным флагом Российской Федерации) под тяжелый и мрачный вальс двигались к деревне погромщики. И самый никудышный мужик в деревне пьяница Трофим вдруг на полном серьезе мчался к дому Моти, размахивая топором с криком «Бей жидов!» и начинал нести околесицу про то, что они-то, клятые, и споили его, а заодно и всю Россию.

В финале все было готово, чтобы отправить Мотю с семьей в лес к брату старосты, пока не пройдут погромы. Однако в последний момент герой хватал топор и мчался навстречу грузовику-кошмару. И тут случалось чудо — один за другим присоединялись к нему мужики (тут режиссёру очень пригодился театральный опыт: кадр он разворачивал в целый эпизод с блистательно выстроенными мотивировками поведения каждого из участников). Становилось ясно, что ради этого чуда в финале и делался фильм — так под музыку одного из создателей Свердловского рок-клуба Александра Пантыкина воплощали авторы общую — свою и аудитории — мечту о победе над страхом и силой обстоятельств. В «Изыди!» Астрахан и Данилов впервые в постсоветском кино открыли Героя, способного противостоять силе обстоятельств, ставшей в их фильмах главным и убедительным кинематографическим злодеем.

Почему Страстная неделя поста считается временем разгула нечистой силы? Что происходит с людьми? Как это объясняет современная наука? Впервые — откровения од...

Все видео

Номинации и награды

  • Номинант премии «Ника»
  • Главный приз Кинотавра-91 в конкурсе «Фильмы для избранных» в Сочи

Создание и стилистика фильма

Дебютируя, в кино молодой театральный режиссёр из Ленинграда Дмитрий Астрахан вместе со своим постоянным соавтором — драматургом Олегом Даниловым обратился к еврейской теме, столь же популярной в конце 1980-х, как и сталинская тема. Ситуация 1905 года предстала в их фильме именно в том виде, в каком была актуальна для 1989—1990 годов — и с проблемой смешанных браков, и с постоянно циркулирующими разговорами о том, что общество «Память» уже составляет списки адресов еврейских семей для грядущих погромов. Но вот центральный персонаж «Изыди!» стал полной неожиданностью. На месте трогательного, жалковатого, чуточку юродивого, смешно коверкающего язык человечка возник чернобородый красавец, единственный еврей и первый мужик на деревне, только что получивший патент на мясную и молочную торговлю в Киеве. Играл его великолепный грузинский актёр Отар Мегвинетухуцеси, запомнившийся зрителям страны как благородный разбойник из популярного телесериала «Берега» по знаменитому роману Чабуа Амирэджиби «Дата Туташхиа».

Астрахан и Данилов умело дозировали перепады сюжета: драматические моменты разряжались комическими выплесками, как в сцене, где в разгар гулянки появлялись новобрачные, а эксцентрические эпизоды перерастали в трагические. Собственно, трагизм ситуации тут заключался в том, что никто из героев ни на секунду не усомнился в неправедности происходящего, вплоть до трогательно сетующего на свою роль исправника, но тем не менее все принимали как незыблемую власть сложившегося порядка и обстоятельств. Но главный герой выбран был не случайно.

Создатели фильма

В ролях

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить