КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Кабинет доктора Калигари
- Группа Bauhaus поместила кадр из фильма на обложку своего сингла «Bela Lugosi’s Dead», считающегося первой готик-роковой записью.
- Группа Rainbow использовала стилистику фильма в своем клипе «Can’t Let You Go».
- В одной из сцен фильма «Правила секса», когда один из главных героев Шон пришёл к музыканту-наркоману требовать свой долг в 500 долларов, позади Шона по телевизору демонстрировался данный фильм.
- В мультфильме «Смешарики. Начало» главного злодея в телешоу зовут Калигари.
- Группа Rob Zombie использовала стилистику фильма в своём клипе «Living Dead Girl».
Интересные факты
- Уникальное художественное оформление фильма и использованные в нём декорации создали художники-экспрессионисты из группы «Der Sturm» — Герман Варм, Вальтер Рёриг и Вальтер Райман, которые выдвинули новаторскую идею, что фильмы должны смотреться как «ожившие рисунки».
- Тим Бёртон признался, что этот фильм (наряду с «Франкенштейном» Джеймса Уэйла (1931) и «Колодцем и маятником» Роджера Кормана (1961) и др.) очень повлиял на него в детстве.
В ролях
- Вернер Краус — доктор Калигари
- Конрад Фейдт — Чезаре
- Фридрих Фейер — Франц
- Лиль Даговер — Джейн Олсен, невеста Франца
- Ханс Генрих фон Твардовски — Алан
- Рудольф Леттингер — доктор Олсен
До начала съёмок
Сценарий
Сценарий фильма был задуман Карлом Майером и Гансом Яновицем как метафора безумия власти, которая ввергает подчинённый ей «спящий» народ в страшные бедствия, — имелась в виду, конечно, проигранная Германией мировая война. Кроме того, на сценарий оказали влияние произведения Гофмана и Стивенсона, фильмы «Гомункулус» и «Голем», германская мифология. Имя «Калигари» было заимствовано из книги прочитанной Майером, где упоминался офицер Калигари.
Также в основу сценария были положены личные переживания сценаристов, их жизненные события и опыт. Например, Яновиц осенним вечером 1913 года в Гамбурге случайно забрёл в плохо освещённый парк развлечений. Увидев красивую девушку, он направился за ней и пришёл в безлюдное место, девушка же исчезла в зарослях кустов. Когда он решил, что уже потерял её, из кустов быстро вышел и сразу скрылся человек в тёмной одежде. На следующий день в газетах сообщалась новость, что именно в этом месте была зверски убита молодая девушка. Некоторые элементы этой истории впоследствии были использованы в сценарии.Янина Маркулан. «Киномелодрама. Фильм ужасов». Издательство «Искусство», Ленинград, 1978. стр. 130
Карл Майер также вложил в сценарий элементы своего жизненного опыта: его психически больной отец покончил жизнь самоубийством, некоторое время он был бродягой, работал в театре, также ему приходилось сталкиваться с армейскими врачами-психиатрами.
Страна: Германия Студия: Decla-Bioscop AG Жанр: триллер, драма, экспрессионизм, немое кино Год выпуска: 1920 Интертитры: английские Перевод: Субтитры Cубтитр...Все видео
Работа над фильмом
Первоначально режиссёром фильма должен был стать Фриц Ланг, но он к началу съёмок оказался занят в другом проекте. Однако именно Лангу принадлежит идея «закольцевать» сюжет фильма эпизодами в сумасшедшем доме и тем самым кардинально изменить его трактовку.
Фильм снимался целиком в далёких от реальности декорациях с искажёнными пропорциями, что объясняется стремлением изобразить на экране сознание психически больного человека, неадекватно воспринимающего действительность. От актёров по тем же причинам требовали гротескно преувеличенной жестикуляции и мимики.
Протесты против фильма в США
В США, чтобы сорвать демонстрацию фильма, конкуренты компании, которая занималась прокатом, даже организовали марши протеста ветеранов войны под лозунгом «не будем смотреть фильмы, снятые врагами Америки».Дэвид. Дж. Скал. Книга ужаса: История хоррора в кино / СПб.: Амфора, 2009. — С. 34-35.
Отзывы
- Жан Эпштейн:
Весь этот фильм — декорация, не что иное, как натюрморт, в котором живые элементы уничтожены взмахом кисти.
- Сергей Эйзенштейн писал, что все тенденции экспрессионизма собрались в «Докторе Калигари»:
этом варварском празднике самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве, в этой братской могиле здоровых кинематографических начал, в этом сочетании немой истории действия, ассортименте раскрашенных холстов, намалёванных декораций, расписанных улиц, противоестественных изломов и поступков, чудовищных химер.
- Кеннет МакГоуэн, американский кинокритик:
Этот фильм гораздо более захватывающий и пленяющий, чем вся наша бесчисленная кинопродукция.Дэвид. Дж. Скал. Книга ужаса: История хоррора в кино / СПб.: Амфора, 2009. — С. 36.
- Уиллард Хантингтон Райт, американский искусствовед:
«Кабинет доктора Калигари» представляет ту неизбежную линию, по которой будет развиваться кино… Первый же американский продюсер, который поймёт это и, набравшись ума и храбрости, двинется в этом направлении… не только финансово преуспеет, но и войдёт в историю как по-настоящему значительная фигура американской кинопромышленности.