КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Хрусталёв, машину!
Русское название | Хрусталёв, машину! |
Жанр | драма |
Режиссёр | Алексей Герман |
Продюсеры | Александр Голутва Армен Медведев Ги Селлигман |
Сценарист | Алексей Герман Светлана Кармалита |
Актёры | Юрий Цурило Нина Русланова Александр Баширов Юри Ярвет-мл. |
Оператор | Владимир Ильин |
Композитор | Андрей Петров |
Компания | «Ленфильм» |
Время | 137 мин. (Россия) 150 мин. (Франция) |
Год | 1998 |
imdb_id | 0156701 |
Страна | Россия Франция |
«Хрусталёв, машину!» — исторический фильм Алексея Германа о последних днях сталинского времени, снятый им в 1990-х гг. по сценарию, написанному вместе с женой Светланой Кармалитой.
Фильм, ставший для Германа во многом итоговым, примечателен также своим усложнённым модернистским киноязыком, который может оказаться непроницаемым даже для подготовленного зрителя: «глазу не охватить такое множество планов, привычно сосредоточившись лишь на переднем; ухо не улавливает многоголосый хор» (Пётр Вайль).
Сюжет
Аномально морозный февраль 1953 года. Действие начинается в день, когда Сталина разбил паралич. Фабула закольцована: в первой сцене показан арест истопника Феди Арамышева, который выйдет на свободу в конце фильма.
В первой части на фоне «дела врачей» сочными, босховско-брейгелевскими красками нарисована эксцентричная картина жизни в доме генерала медицинской службы Юрия Клёнского. Хотя генерал глушит коньяк чайными стаканами, он не может не чуять опасность, особенно после того, как встречает в госпитале собственного двойника. Так как двойники использовались госбезопасностью в показательных процессах, Клёнский понимает, что именно он назначен следующей мишенью по «делу врачей».
Когда в его доме появляется иностранец с известием о якобы живущем за рубежом родственнике, генерал, подозревая в нём провокатора, поспешно спускает его с лестницы. Однако местный стукач успевает доложить «куда надо» о контактах высокопоставленного доктора с иностранцами, и прямо в госпитале на него устраивают облаву. Предугадав это развитие событий, Клёнский уходит из дома и после ночи, проведённой у любовницы, пытается бежать из Москвы «в народ».
Вторая часть посвящена лагерному опыту генерала. Его семью выселяют в переполненную коммуналку, а самого Клёнского после задержания бросают на расправу специально подобранной банде зэков, которая подвергает его насильственному мужеложству.
Внезапно Клёнского освобождают и, как хорошего специалиста, срочно доставляют к одру безнадёжного апоплексического больного, в котором не сразу можно признать «вождя народов». После того, как последний испускает дух, Берия милостиво освобождает генерала и произносит первую фразу послесталинской России: «Хрусталёв, машину!». Для режиссёра эта фраза обозначает водораздел в истории: «Всего лишь одна секунда и — пошла в другую сторону вся история! Потому что проживи Сталин ещё лет десять, мы бы тут не сидели: вместо Манхеттена здесь была бы, например, ядерная воронка или радио бы вело репортаж о неплохом урожае на Вашингтонщине…»