КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Киногид извращенца
Русское название | Киногид извращенца |
Оригинальное название | The Pervert's Guide to Cinema |
Режиссёр | Софи Файнс |
Актёры | Славой Жижек |
Жанр | документальный фильм |
Страна | Великобритания Австрия |
Компания | Amoeba Film Kasander Film Company Lone Star Productions |
Год | 2006 |
Время | 150 мин. |
imdb_id | 0828154 |
«Киногид извращенца» (enThe Pervert's Guide to Cinema, 2006) — документальный фильм режиссёра Софи Файнс (сестра Рэйфа Файнса), в котором словенский философ и культуролог Славой Жижек интерпретирует знаменитые фильмы и отдельные сцены из них с точки зрения психоанализа. Музыку к фильму написал Брайан Ино.
Содержание
Лента представляет собой психоаналитический подход к исследованию и интерпретации фильмов; состоит из трёх частей. Сюжета как такового нет, идёт видеоряд фрагментов из всемирно известных фильмов, которые комментируются Жижеком, при этом режиссёр помещает его внутрь фильмов, как наблюдателя (воссоздав в точности декорации и поместив Жижека на их фоне). Это дает ощущение, что философ видит концепцию и сюжет фильмов изнутри и обсуждает изначальный смысл сценария.
Что Братья Маркс могут сказать нам о работе подсознательного? И почему птицы нападают в шедевре Хичкока? Первая часть исследует вымышленные структуры, доказывающие наш опыт действительности, и хаотичность желания, которое подрывает этот же самый опыт. Она представляет из себя фрейдистский анализ явленности в кино таких концептов как «Оно — Я — Сверх-я». Жижек показывает, как визуальный язык фильмов возвращает к нам наши самые глубокие переживания, недоступные в обыденности, пробуждает наши желания, одновременно держа их на безопасном расстоянии и сообщая зрителю в концентированном и эссенциированном виде.
Отрывок из лекции А.Г. Дугина "Искусство Постмодерна", курс "Философия и социология Постмодерна" http://doskado.ucoz.ru/blog/2013-09-17-11441.Все видео
Вторая часть посвящена фантазии и сексуальности, как мужской, так и женской. Рассматривая огромную роль фантазий в сексуальных отношениях, Жижек показывает различия между мужчиной и женщиной, с точки зрения их либидо и сексуальных фантазий (вернее сказать, показывает разный характер фантазмического в их сексуальности). Он шутит, что , женщина, готовая подавить свои фантазии. В этом случае она не противится его фантазиям и не может от них отклониться. Фантазия же может и умиротворять и дестабилизировать, именно она делает половой акт возможным (когда фантазии нет, случаются мысли , и секс невозможен). Мы сами придумываем её и воплощаем в жизнь. Когда она рушится, появляется ужас реальности. Истинная же сексуальность существует только в словах (поэтому самые эротичные сцены в фильмах являются сценами воспоминаний — флэшбэк помешал бы зрителю со-фантазировать). С такой точки зрения обсуждается и порно — в романтических фильмах есть эмоциональный и фантазмический компонент, но нет реального; в порно, напротив, всё реалистично и подробно — но эмоциональная составляющая заменяется на что-нибудь идиотское в стиле
Третья часть рассматривает желание, иллюзию и реальность. Жижек говорит, что влюбляясь, мы идентифицируем человека неправильно. Мы видим в нём только то, что мы хотим видеть, а именно наши желания и иллюзии. Кино — реконструкция реальности, именно поэтому нам необходимы фильмы.
Жижек ищет все ответы как в неавторском, так и в элитарном кино, что показывает нам, что материалом для психоанализа может быть любое произведение. Главная мысль философа состоит в том, что иллюзия реальней реальности, отказаться от иллюзий — отказаться от реальности. Мы бежим от тяжёлой реальности в фантазии, а не вытерпев фантазий, снова бежим в реальность.
Рассмотренные фильмы
1 часть:
- Одержимые (enPossessed, 1931)
- Матрица (enThe Matrix, 1999)
- Птицы (enThe Birds, 1963)
- Психо (enPsycho, 1960)
- Утиный суп (enDuck Soup, 1933)
- Обезьяньи проделки (enMonkey Business, 1931)
- Изгоняющий дьявола (фильм) (enThe Exorcist, 1973)
- Завещание доктора Мабузе (enThe Testament of Dr. Mabuse, 1933)
- Чужой (enAlien, 1979)
- Великий диктатор (enThe Great Dictator, 1940)
- Малхолланд драйв (enMulholland Drive, 2001)
- Алиса в стране чудес (enAlice in Wonderland, 1951)
- Красные башмачки (enThe Red Shoes, 1948)
- Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу (enDr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb, 1964)
- Бойцовский клуб (enFight Club, 1999)
- Ночь мертвецов (enDead of Night, 1945)
- Разговор (enThe Conversation, 1974)
- Синий бархат (enBlue Velvet, 1986)
- Головокружение (enVertigo, 1958)
2 часть:
- Солярис (enSolaris, 1972)
- Дикие сердцем (enWild at Heart, 1990)
- Шоссе в никуда (enLost Highway, 1997)
- Персона (svPersona, 1966)
- Темная сторона страсти (enIn the Cut, 2003)
- С широко закрытыми глазами (enEyes Wide Shut, 1999)
- Пианистка (frLa Pianiste, 2001)
- Три цвета: Синий (frTrois Couleurs: Bleu, 1993)
- Чужой 4: Воскрешение (enAlien: Resurrection, 1997)
3 часть:
- Догвилль (enDogville, 2003)
- Волшебник страны Оз (enThe Wizard of Oz, 1939)
- Франкенштейн (enFrankenstein, 1931)
- Десять заповедей (enThe Ten Commandments, 1956)
- Диверсант (enSaboteur, 1942)
- Окно во двор (enRear Window, 1954)
- Поймать вора (enTo Catch a Thief, 1955)
- К северу через северо-запад (enNorth by Northwest, 1959)
- Звёздные войны. Эпизод III. Месть ситхов (enStar Wars Episode III: Revenge of the Sith, 2005)
- Дюна (enDune, 1984)
- Кубанские казаки (1949)
- Иван Грозный: часть I (1958 — релиз второй части)
- Судный день Плуто (enPluto's Judgement Day, 1935)
- Сталкер (1979)
- Огни большого города (enCity Lights, 1931)
Названия фильмов написаны в порядке, в котором появляются в фильме в первый раз. Далее они могут рассматриваться ещё не один раз.