КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Леопард (фильм)
Русское название | Леопард |
Оригинальное название | Il Gattopardo |
Жанр | драма |
Режиссёр | Лукино Висконти |
Актёры | Берт Ланкастер Ален Делон Клаудия Кардинале |
imdb_id | 0057091 |
Время | 205 мин. |
Страна | Италия Франция |
Оператор | Джузеппе Ротунно |
Компания | Titanus Société Nouvelle Pathé Cinéma Société Générale de Cinématographie |
Год | 1963 |
«Леопард» (itIl Gattopardo) — историческая киноэпопея Лукино Висконти, снятая в 1962 году по мотивам романа «Леопард» князя Джузеппе Томази Ди Лампедуза. Действие разворачивается во времена Рисорджименто. Лента удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1963 г. и считается одной из вершин мирового киноискусстваДж. Хоберман. '.. Големба А. Грамши. М.: Молодая гвардия («Жизнь замечательных людей»), 1968. — стр. 182..-->
Сюжет
Действие фильма разворачивается на фоне падения города Палермо и всего королевства Обеих Сицилий перед отрядами гарибальдийцев и последующего становления объединённой Италии. Княжеское семейство Салина, как и другие сицилийские аристократы, должно определиться со своим отношением к этим событиям — оплакивать падение Бурбонов или же продолжить традицию верной службы короне, но уже под флагами Савойской династии.
Глава семейства по прозвищу «Леопард» (Берт Ланкастер) остаётся верен девизу своих предков — «чтобы всё осталось по-прежнему, всё должно измениться» — и присягает на верность савойцам. Довольно скоро ему приходится столкнуться с последствиями своего решения: мир аристократии, к которому он принадлежит, неумолимо уходит в историю, а на смену леопардам приходят шакалы — ловкие дельцы-буржуа вроде нового мэра — дона Калоджеро.
Помимо внутренней эволюции стареющего князя-прагматика, фильм прослеживает судьбу его молодого и энергичного племянника Танкреди (Ален Делон). Князь не сомневается, что его ждёт большое будущее на службе новому государству. Однако вместо влюблённой в него дочери князя молодой оппортунист сватается к прекрасной, хотя и несколько вульгарной дочери нувориша Калоджеро — Анджелике (Клаудия Кардинале), и в этом князь оказывает ему всяческую поддержкуИсходя из мизансценирования Дэйв Кер видит «скрытый движок фильма, сокровенный источник его величия и трагедии» в гомосексуальном влечении князя к Танкреди, который для него и неродившийся сын, и потенциальный любовник, и надежда на продолжение княжеского рода. Тем драматичнее для князя вопрос о том, кто станет его невестой..
Все нити повествования сходятся в 51-минутной сцене бала в одном из палермских палаццо, которая, по мысли режиссёра, должна производить на зрителя впечатление невыносимой духоты. Князь не находит себе места, на протяжении всей сцены бала он беспокойно бродит из комнаты в комнаты, словно в поисках покоя. В отличие от книги, в фильме смерть князя не показана. И всё же сцена бала, задуманная в качестве повествовательного эпилога, не оставляет у зрителя сомнений в её близости: с его воспитанием и понятиями о чести князю никогда не приспособиться к миру, которым правят выскочки-нувориши.
Страницы: 1 2