КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Мистер Аркадин


В 1982 г. Уэллс отозвался об «Аркадине» как о «величайшей катастрофе» всей его жизни. Ведущие киноархивисты на протяжении многих лет пытались воссоздать авторскую версию фильма. В скрупулёзной работе принимали участие, среди прочих, П. Богданович и Дж. Розенбаум. В 2006 году результаты совместной работы были выпущены на трёх дисках (с многочисленными дополнительными материалами) в рамках проекта Criterion.

Влияние и трактовки

Дэйв Кер расценивает «Аркадина» как сознательную пародию на «Гражданина Кейна», где былое величие низведено до уровня театрализованного карнавала. В литературе отмечается, что Уэллс словно бы сознательно привлекает внимание зрителей к накладной бороде, фальшивому носу и парику своего персонажа. Он же сам озвучивает 18 второстепенных лиц, чем усиливает ощущение недоброго кукловодства, будто бы каждый персонаж — не более чем тень одного и того же лица.

Летом 1956 года новый фильм Уэллса был впервые показан в Париже, где критики «Кайе дю синема» провозгласили его едва ли не величайшим свершением режиссёра. В своих рецензиях Трюффо и Ромер сравнивали Аркадина (борода матроса, моряцкая фуражка) с «богом Нептуном» и Фантомасом: по словам последнего, этот персонаж выступает как «олицетворение судьбы, вездесущий бог нашего времени, возвращающийся на небеса, откуда он, кажется, и сошёл»François Truffaut. The Films in My Life. Simon & Schuster, 1978. ISBN 9780671229191. Page 287..

Joel gives us a look at Orson Welles's "greatest disaster," the 1955 noir-thriller, Mr. Arkadin. This video is a critical review, and therefore the use of co...

Все видео

«Загадка человеческого характера, которая завораживала Уэллса и придавала его фильмам мифический замах, отсылает к моральным проблемам, занимавшим ещё древних греков. Уэллс переносит миф на киноэкран, воплощая его в образах грандиозных героев в стиле барочном, позволяющем выразить их страхи, желания и стремление к власти»Andrew Dickos. Street with No Name: A History of the Classic American Film Noir. University Press of Kentucky, 2002. Page 92.. По словам Дж. Хобермана, если Кокто в «Орфее» замаскировал миф под китч, то Уэллс в «Аркадине» маскирует китч под миф.

Печать влияния «Аркадина» лежит на малобюджетных, но лихо закрученных повествованиях осевшего в Париже чилийца Рауля Руиса.

История создания

Сюжет фильма вырос из нескольких эпизодов уэллсовского радиосериала «Жизнь Гарри Лайма», отправной точкой которого послужил британский фильм-нуар «Третий человек», где Орсон Уэллс исполнил главную роль. «Аркадин» замыкает трилогию фильмов, в которых Уэллс играет могущественного человека-загадку, чей полный портрет воссоздаёт рассказчик, ведущий собственное расследованиеhttp://www.nytimes.com/2006/04/18/movies/homevideo/18dvd.html. Наиболее известен первый из этих фильмов — «Гражданин Кейн» (1941). .-->

В литературе изобилуют разнообразные версии о том, кто послужил прототипом Аркадина. Биографы Уэллса исходят из того, что это был загадочный толстосум, обещавший режиссёру профинансировать завершение работы над его предыдущей лентой Дж. Хобермана для Criterion Collection. По данным Базена, этим толстосумом мог быть «негоциант смерти» — Василий Захаров, торговец оружием, якобы получивший в Англии рыцарский титул. Сам Уэллс подчёркивал грузинское происхождение Аркадина, намекая на его внутреннее родство со Сталиным, который тоже любил рихтовать свою биографию: «холодный, расчётливый, жестокий, с ужасной славянской наклонностью смешивать самоистребление и сантименты»O. Welles, P. Bogdanovich. This Is Orson Welles. Da Capo Press, 1998. ISBN 9780306808340. Page 238.. Замок господина Аркадина

Основная часть фильма снята в студийных павильонах Мадрида на очень скромный бюджет, собранный в Испании и Швейцарии. В качестве замка Аркадина был показан королевский алькасар Сеговии. Также съёмочная группа побывала на Лазурном берегу, у Шильонского замка и в Мюнхене. Роль «принцессы» Раины режиссёр отдал своей подружке Паоле Мори, которая вскоре стала его женой.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить