КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Моя бабушка


Русское названиеМоя бабушка
Оригинальное названиеჩემი ბებია
Жанркомедия
РежиссёрКотэ Микаберидзе
СценаристКотэ Микаберидзе
Георгий Мдивани
Сико Долидзе
АктёрыАлександр Такайшвили
Алена Чернова
Акакий Хорава
Михаил Абесадзе
ОператорВладимир Познань
Антон Поликевич
КомпанияГоскинопром Грузии
Время65 мин.
СтранаСССР
ЯзыкГрузинский
Год1929
imdb_id0249816

«Моя бабушка» (ka«ჩემი ბებია» — фильм грузинского кинорежиссера Котэ Микаберидзе.

Сюжет

Поиски «бабушки», не милой старенькой бабушки, а «руки», которая и письмо напишет, и тёплое местечко выбьет — вот и вся история. Но не в самом сюжете дело, а в жанре, стиле, языке фильма. Сатирическая фантасмагория, хмурый гротеск, ожившая карикатура, — как способ осмеивания и открытия. За огромным круглым столом собрались взрослые люди, которые своими привычками напоминают подростков. Один возится с игрушечной машинкой, а другой пытается её у него отнять; двое режутся в карты; ещё один кидает бумажных голубей в молоденькую девушку. На спинке кресла у каждого из них — табличка, какие бывают на дверях служебных кабинетов: «Нач. канцелярии», «Главбух», «Заседание», «Кончил дело, гуляй смело», «Не мешать» и другие. Этот круг «игры в деятельность» и был моделью советского аппарата. Сюда пришёл работник с каким-то заявлением. Бумага вырывалась у него из рук, летала от одного бюрократа к другому и наконец сама «легла под сукно». Разгневанный пролетарий, монументизированный ракурсом съёмки, освещением, являлся неумолимой карающей силой. В этой роли монументальный и величественный был будущий великий трагик, незабываемый Отелло, Акакий Хорава

Многочисленные трюки режиссёр использовал умело, со вкусом, технически безукоризненно. С начала и до конца он выдержал ритм, органичный для комедии этого типа. Щедрой и буйной фантазии режиссёра были явно тесны рамки игрового фильма. И он включил в него элементы мультипликации. Рисованные человечки, которые живут под кроватью в доме того, кто ищет «бабушку», оказываются его соседями по коммунальной квартире, они немедленно разносят известие об его увольнении со службы. Оживали детские игрушки и включались в семейную ссору между мужем и женой. Котэ Микаберидзе первым в грузинском кинематографе использовал в фильме объёмную мультипликацию. Условные декорации, контрастные свето-теневые эффекты, вывернутые ракурсы. Форма фильма была гранично-заострённой. Естественно и игра актёров была отмечена условностями. Движения были неловкими, механическими, как у марионеток.



Все видео

Этот фильм занял своё место среди классических работ грузинского кино.

В ролях

  • Александр Такайшвили — бюрократ
  • Алена Чернова — жена бюрократа
  • Е. Ованов — швейцар
  • Акакий Хорава — работник
  • Михаил Абесадзе
  • Г. Абсалимова
  • К. Лавретски

История фильма

Сатирическая комедия. Фильм, который пережил второе рождение и первое настоящее признание 70-ые годы. А в 1929 фильм был запрещён к показу, как «антисоветская картина» с «троцкистским отношением к загниванию советской системы». Теперь понятно, насколько верной была эта оценка, и как смертельно опасна она была в те дни. Зловещая тень первого публичного политического процесса «Процесса Промпартии», аресты и чистки в промышленности и государственном аппарате, которые последовали за ним, борьба с троцкизмом — вот что повлияло на судьбу фильма. Так же как на «Государственного чиновника» Ивана Пырьева. В борьбе за выход фильма на экран, Пырьев просто переименовал всех бюрократов и старых спецов в вредителей, чем во многом испортил фильм. А «Моя бабушка» легла на полку в нетронутом виде и дождалась более подходящих времён. Когда, откинув злободневную проблематику борьбы с бюрократизмом, заинтересовались формою и эстетикой фильма. А тут было на что посмотреть.

Фильм стал режиссёрским дебютом Котэ Микаберидзе — звезды немого грузинского кино, партнёра красавицы, любимицы публики — Нато Вачнадзе. Он преклонялся перед поэтическим и сатирическим даром великого земляка Владимира Маяковского. «Моя бабушка» похожа на кинопробы поэта, его новаторские, сатиричные сценарии конца 20-х годов. Они не получили равноценного своим литературным качествам экранного воплощения. Зато дали материал известным «Клопу» и «Бане».

Награды

МФФ в Санкт-Петербурге в 1994 году

  • Неизвестные шедевры кино

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить