КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

На прицеле ваш мозг


Русское названиеНа прицеле ваш мозг
Жанрдокументальный, научно-популярный фильм
РежиссёрФеликс Соболев
Виктор Олендер
СценаристВ. Барсук
ОператорАлександр Лозинский, Эдуард Губский
КомпанияКиевнаучфильм
СтранаСССР
Время56 мин
Год1985

«На прицеле ваш мозг» — советский документальный и научно-популярный фильм года о методах манипуляции сознанием. Последний фильм режиссёра Феликса СоболеваНа прицеле ваш мозг. // «Новые фильмы», № 7, 1986. С. 24-25., закончен после его смерти его учеником Виктором Олендером.

Сюжет

Фильм посвящён описанию различных методик манипуляции сознанием, на примере, главным образом, пропагандистских приёмов в США. Фильм состоит из девяти частей, каждая из которых (кроме первой) имеет своё название.

  1. Вводная часть. Авторы поясняют содержание фильма: «Мы расскажем о целом арсенале приёмов, которые по сути являются тайным насилием над личностью. Насилием, которое зачастую заставляет миллионы думать и поступать так, как это нужно людям, выполняющим вполне определённый социальный заказ».
  2. Производство иллюзий. Опыт. Сюжет в формате лекции, которую читает доктор философских наук, профессор О. А. Феофанов. Он рассказывает о рекламе, как методе массового воздействия. Цитирует книгу «Манипулируемый человек» (1964) социолога из ФРГ Герберта Франке, книгу «Процесс внушения» («The Process of Persuasion», 1946) Клайда Миллера, работы американского историка Дэниэла Бурстина. Объясняет, как при помощи рекламы формируются привычки, представления и вкусы, а также соответствующие мысли и системы ценностей.
  3. Не только товары, или как выбрать лучший сорт… президента. В этой части фильма рассказывается о технологиях политической рекламы, методах создания позитивного имиджа политика. Рассматриваются избирательные кампании Дуайта Эйзенхауэра, Джона Кеннеди, Ричарда Никсона и Рональда Рейгана.
  4. Из истории военно-политической косметики. Часть о военно-политической пропаганде, информационных войнах. Подробно описано, как при помощи простой замены военных терминов на эвфемизмы в новостных сводках можно изменить отношение населения к происходящему на фронте.
  5. Героин, похлёбка для госпожи Хэклер и «блистательные имиджи» Америки. Сюжет повествует о наркотиках, наркомании и преступности в США.
  6. Пять миллиардов на обработку сознания. Сюжет об Информационном агентстве США (USIA), которое авторы фильма называют «Министерством дезинформации».
  7. Задушевная дезинформация. Сюжет о радиостанции «Голос Америки» в формате лекции журналиста-международника В. Артемова, который убеждает зрителя, что цель этой радиостанции — оправдание агрессивной внешней политики США, создание ложного представления об американском образе жизни, а также очернение социализма и социалистического образа жизни.
  8. В поисках «идеальной модели», или рецепты на завтра. Сюжет о способах непосредственного воздействия на мозг и психику человека. Рассказывается о проекте ЦРУ «МК Ультра», в ходе которого граждан Канады, обратившихся за медицинской помощью в монреальский госпиталь «Allan Memorial», против их воли использовали в качестве испытуемых в исследовании эффективности гипнопедии. Кроме того, в сюжете рассказывается о психохирургии, а также описываются эксперименты испанского нейрофизиолога Хозе Дельгадо по электростимуляции головного мозга, которые он описал в своей книге «Мозг и сознание» («Physical control of the mind. Toward a psychocivilized society»). Приводятся кадры экспериментов по химическому программированию поведения, которые проводились над военнослужащими. Цитируется футуролог Герман Кан: «Химические препараты дадут возможность уже к 2000 году осуществлять контроль над массами людей через воду, пищу, воздух».
  9. Помните! Сюжет о том, как формируется негативный образ СССР, советской угрозы, советского образа жизни. Зрителя убеждают, что единственный способ борьбы с пропагандой, манипуляцией сознанием — это разум.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить