КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Нирвана (фильм, 1997)
Пастиш
Фильм «Нирвана» Габриэле Сальватореса — это прежде всего авторское кино, с разоблачением пустоты общества досуга и потребления, бесцельности человеческого существования в экзистенциальном вакууме. Название фильма является одноименным с компьютерной игрой, главный герой которой Соло, вынужден раз за разом проходить процесс реинкарнации. Согласно буддийской традиции, Нирвана — есть место последнего упокоения, кульминация цикла последовательных перевоплощений, растворение личности в бесконечности. Из диалога Соло со своим создателем: «Пожалуйста, подожди минуту…Когда ты сотрёшь меня, я превращусь…Во что? — В снежинку за окном.- Это не так уж плохо». Вот она, «начинка» фильма, а съёмки в жанре киберпанк — его «оболочка».
Для гармоничного сочетания «начинки» с «оболочкой» итальянский режиссер насытил свой фильм отсылками не только к другим произведениям искусства, но и к таким культурным явлениям, как субкультура пост-хиппи и восточные эзотерические учения. Пастиш состоит из заимствований: книги Уильяма Гибсона «Нейромант», фильма «Бегущий по лезвию бритвы», комикса Мило Манара «Приключения Джузеппе Бергмана, йети». Созданные авторами фильма образы обитателей окраин агломерации: Марракеша и Бомбей-сити, выглядят более чем живописно. Все куда-то движутся, звучит этническая музыка, курятся благовония — отсылка зрителей к образу жизни обитателей общины пост-хиппи и панков — Христиании, но с кибер-уклоном.
В поисках подруги, программист Джими, следуя своей карма-йоге, встречается в ашраме с ее кибер-свами и получает аювердический чип воспоминаний закончившей земной путь Лизы. Наима — девушка с голубыми волосами и психопортом над бровью, бывший хакер Джойстик с черно-белыми видеопротезами вместо глаз — персонажи фильма «Нирвана». В традиции киберпанка, они постоянно находятся за пределами законности в мире, где контроль является постоянным, а все передвижения отслеживаются.
Нирвана 1997 (трейлер)Все видео
Место, в котором они живут — агломерация — город, объединяющий все города, народы, и правительства. А это отсылка к «Голому завтраку» писателя, философа и «дедушки киберпанка» Уильяма Стьюарда Берроуза, относящаяся и к бесконтрольной рекламе наркотиков в Марракеше (синтетическая колумбийская травка, мозговая промывка, синий кокаин, жидкая марихуана), употребление которых — норма для героев фильма. При изложении сюжетной линии фильма используется «метод нарезки», того же Берроуза, когда в основное повествование врываются сцены видений и воспоминаний о прошедших событиях. Учитывая, что само начало фильма «Нирвана»- это его развязка, возникает хронологическая путаница, когда на экране появляются персонажи еще неизвестные зрителю.
Особое внимание при создании фильма было уделено музыкальному оформлению, это относится как к саундтреку, так и к отсылкам, касающимся музыки. Герои фильма Джими и Лиза — большие меломаны, в их воспоминаниях всплывают названия групп Sex Pistols и Massive Attack. Музыка Мауро Пагани и Федерико Де Робертиса превосходно передает настроение фильма, но хотелось бы отметить три песни, которые сочетаются с основным музыкальным материалом. «Whatever It Is» можно назвать гимном ангелов. «John Barleycorn»- народная английская песня, под ее звуки Джими бросает все и устремляется в неизвестность, чтобы через страдание и смерть, выполнить свое предназначение. «Sodade» Сезарии Эворы звучит, когда тоскующему по Лизе Джими является её образ с притчей о «тигре и человеке». Можно утверждать, что музыкальный ряд настолько гармонично встроен в сюжетную ткань фильма, что он насыщает ее как кислородом.
Награды
В 1997 году фильм получил две награды итальянской киноакадемии Давид ди Донателло за лучший сценарий и звук.
В 1998 году фильм был номинирован как лучший фильм на фестивале Fantasporto, премия Интернешенл Фэнтэзи Филм Авордс.
Саундтрек
OST песни из фильма «Нирвана» (1997)
- Whatever It Is Pagani, Della Volpe and Now (vocals) 4:17
- John Barleycorn (Must Die) S.L. Winwood and Traffic (vocals) 6:24
- Eqbirotz Mauro Pagani 2:34
- Sodae Cabral, Morais and Cesaria Evora (vocals) 4:54
- Hotels Federico De Robertis 3:51
- Chelsea Hotel Mauro Pagani 3:27
- Nirvana Federico De Robertis 6:54
- Last Dance Eraldo Bernocchi, Bill Laswell and Monks of the Gyued Monastery (vocals) 3:41
- Town House Mauro Pagani 1:50
- Tema di Lisa Federico De Robertis 1:45
- Jimi e Solo Mauro Pagani 2:30
- Lisa Mobile Federico De Robertis 3:05
- Town House Mauro Pagani 1:21
- Windy City Federico De Robertis 4:16
- Chronotape Mauro Pagani 9:17
- Tow Fu Mauro Pagani 1:18
- J. Milonga Mauro Pagani 3:12
В ролях
- Кристофер Ламберт — Джими
- Диего Абатантуоно — Соло
- Эммануэль Сенье — Лиза
- Стефания Рокка — Наима
- Серджио Рубини — Джойстик
- Аманда Сандрелли — Мария
- Клаудио Бизио — Рэд Ровер
- Джиджо Альберти — Д-р Раушенберг
- Авинаш Ганеш — Авинаш
- Хал Яманоути — Психолог Окасама Старр
Страницы: 1 2