КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Нож в воде
Русское название | Нож в воде |
Оригинальное название | Nóz w wodzie |
Жанр | драма |
Режиссёр | Роман Полански |
Актёры | Леон Немчик Иоланда Умецка Зыгмунт Малянович |
imdb_id | 0056291 |
Время | 94 мин. |
Страна | Польша |
Продюсер | Станислав Зилевич |
Сценарист | Якуб Голдберг Роман Полански Ежи Сколимовски |
Композитор | Кшиштоф Комеда |
Оператор | Ежи Липман |
Компания | Творческое объединение «Камера» |
Год | 1962 |
«Нож в воде́» (plNóż w wodzie) — первый полнометражный фильм режиссёра Романа Поланского, снятый в 1962 году в Польше.
Сюжет
В фильме всего три действующих лица — двое мужчин и женщина. Семейная пара отправляется на собственной яхте на прогулку по Мазурским озёрам. Случайно их путь пересекается с молодым человеком без гроша в кармане, которого супруги берут на яхту в качестве попутчика. Между двумя мужчинами возникает соперничество, и не в последнюю очередь за внимание женщины. Муж старается произвести на паренька впечатление своим гламурным образом жизни, статью и сноровкой. Как саркастически замечает ему жена, он подобрал паренька, чтобы «повыпендриваться» перед ним. Однако юноша не спешит занять подчинённое положение, и жена, кажется, симпатизирует ему. Появление незнакомца вскрывает скрытый разлом в отношениях супруговВ интервью Полански отмечал, что «истинное зерно драмы» заключено в отношениях супругов, в каком-то смысле студент служит лишь лакмусовой бумажкой.. Всё чаще в кадре появляется нож, между мужчинами завязывается потасовка, один из них падает за борт…
Конец фильма — открытый финал. Машина с мужем и женой стоит на распутье. Муж хочет ехать в полицию, чтобы заявить о преступлении. Жена знает, что преступления не было, однако её объяснение слишком больно бьёт по самолюбию мужа, он не хочет ему верить.
Full movie on http://www.memocast.com/media.aspx?id=119158939 Обеспеченная пара из Варшавы — Анджей и Кристина по дороге на Мазурские озера, где собираются п...Все видео
Производство
Режиссёр говорит, что идею фильма ему с Ежи Сколимовским навеял сам мазурский пейзаж. Ни один из исполнителей главных ролей, кроме Немчика, не имел профессионального актёрского опыта. Иоланту режиссёр встретил в бассейне. Ему показалось, что это именно та девушка, которая выглядит в повседневных обстоятельствах неприметно, но, когда она в бикини, от неё нельзя отвести глаз. Однако ко времени съёмок Иоланта набрала вес, и, как с юмором вспоминает Полански, ему приходилось устраивать её отношения с членами съёмочной группы в надежде, что «немного секса отвлечет ее от еды». Молодого человека Полански хотел сыграть сам, но друзья отговорили его от этой идеи; тем не менее персонаж говорит голосом режиссёра. Джазовую мелодию к фильму написал Кшиштоф Комеда, а исполнил саксофонист Бернт Розенгрен.
В ролях
- Леон Немчик — Анджей
- Иоланта Умецка — Кристина
- Зыгмунт Малянович — молодой человек
- Анна Цепелевская — Кристина (озвучивание, в титрах не указана)
- Роман Полански — молодой человек (озвучивание, в титрах не указан)
Резонанс
Фильм, запечатлевший наметившееся в социалистическом обществе расслоение, вызвал нарекания Гомулки (по словам Поланского, во время предпремьерного показа тот запустил в экран пепельницей) и был запрещён к показу польскими цензорами, но получил большой резонанс за рубежом, вместе с феллиниевским шедевром «Восемь с половиной» выдвигался на «Оскар», кадр из него украсил обложку американского журнала TIME. В конце 1962 года британское издание Sight & Sound написало, что открытый финал с вопросительным знаком не уступает образности таких больших мастеров, как Бергман и Антониони.
Награды
- 1962 — «Золотой волк» кинофестиваля в Бухаресте
- 1962 — Премия ФИПРЕССИ (Роман Полански) на Венецианском кинофестивале
Номинации
- 1964 — Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (Польша)
- 1964 — Премия «BAFTA» за лучший фильм (Польша)
Содержание
Психологический этюд «Нож в воде» снят в предельно лаконичных декорациях. В распоряжении режиссёра — три актёра, кажущееся огромным озеро, лодка и нож. Герои, как в зеркале, отражаются друг в друге, образуя своего рода эдиповский треугольник. Режиссёр рассматривает психологические грани ситуации, в которой персонажи оказываются отрезанными от окружающего мира:
Люди ведут себя более искренне, когда они изолированы. Представьте, что этот дом внезапно развалится на части и мы застрянем здесь месяца на два-три. Наша истинная природа вскроется, когда мы начнём биться за право позавтракать вон теми цветочкамиRoman Polanski: Interviews. University Press of Mississippi, 2005. ISBN 9781578068005. Page 42..
Скученность героев на крошечной яхте порождает чувство клаустрофобии, которая противопоставлена приволью озёрного простора. В их отношениях искусно поддерживается напряжение, женщина переходит на сторону чужака, зыбкая игра чувствами каждую минуту грозит выплеснуться насилием. В фильме выпукло выступают излюбленные Поланским темы — абсурдность ситуации, в которой оказывается главный герой, его униженность, заложенная в каждом человеке агрессия.
По словам Михаила Трофименкова, «дебютант Поланский проявил беспрецедентное, почти хичкоковское умение нагнетать тревожное ожидание, но, убрав криминальную составляющую, снял свою первую, виртуозную, извращенную и вневременную притчу о таящемся в человеке звере».