КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Оборона Севастополя (фильм)
Деятельность адмирала Нахимова. Нахимов командует обороной на Четвёртом бастионе.
Между жизнью и смертью. Солдаты между боями пляшут на бастионе «барыню» с севастопольскими девушками. Неподалёку возле полевой часовни лежат приготовленные к отпеванию погибшие. Женщина узнаёт в одном из них своего мужа.
Штурм Севастополя 28 июня 1855 года. Защитники городских укреплений отбивают нападение вражеской пехоты.
Жанр: Исторический Режиссер: В. Гончаров, А. Ханжонков В ролях: А. Бибиков, Павел Бирюков, Б. Борисов, Гончарова Александра Васильевна, Горин-Горяинов Борис ...Все видео
Смерть адмирала Нахимова. Нахимов смертельно ранен возле орудия на бастионе.
На перевязочном пункте. Сёстры милосердия помогают раненым. Пирогов оперирует тяжёлых пациентов. Санитары приносят всё новых и новых раненых.
Совет главнокомандующих союзных армий. Английский, французский и турецкий главнокомандующие обсуждают следующий штурм Севастополя.
Штурм 6 июля 1855 года. Объединённые вражеские войска отчаянной атакой захватывают батарею. Генерал Хрулёв скачет за подмогой и, повстречав плохо вооружённую роту, возвращающуюся со строительства укреплений, призывом «Благодетели мои! В штыки! За мною!» поднимает её в рукопашную и отбрасывает противника.
Смерть капитана Островского. Командир мушкетёрской роты штабс-капитан Островский ценой своей жизни задерживает неприятеля, угрожая взорвать бочонок с порохом.
Отступление на Северную сторону 27 августа 1855 года. Войска и жители оставляют разрушенный артиллерийским обстрелом город и переправляются через бухту на Северную сторону. Солдат прощается с Севастополем и клянётся, что вернётся сюда.
Французские ветераны. Документальная съёмка: французские участники Крымской войны на Малаховом кургане.
Английские ветераны. Документальная съёмка: британские участники Крымской войны на Малаховом кургане.
Русские ветераны. Документальная съёмка: русские ветераны Крымской войны возле орудий на бастионе. Бывшие рядовые, унтер-офицеры и сёстры милосердия по очереди подходят к камере, сверкая медалями — сначала женщины, затем мужчины, снимая фуражки.
В кадре — фасад здания панорамы «Оборона Севастополя» на Историческом бульваре. Гранитные монументы с надписями «1 бастіонъ», «2 бастіонъ», мемориальные стелы «4 бастіонъ», «Язоновскій редутъ», знаменитые севастопольские памятники — затопленным кораблям, Тотлебену, Нахимову, Корнилову.
В ролях
- А. Бибиков — граф Тотлебен
- Павел Бирюков
- Б. Борисов
- Гончарова, Александра Васильевна
- Горин-Горяинов, Борис Анатольевич
- Громов, Андрей Антонович — адмирал Нахимов
- Максимов, Владимир Васильевич
- Мозжухин, Иван Ильич — Адмирал Корнилов
- Ольга Петрова-Званцева — маркитантка
- Н. Семёнов — матрос Кошка
Интересные факты
- По воспоминаниям ХанжонковаХанжонков А. Первый русский кинорежиссёр / В кн.: Кино и время: Вып. 1. — М.: 1960., идею фильма предложил Василий Гончаров, отношения с которым у Ханжонкова были сложные. Гончаров, который уже не работал в торговом доме Ханжонкова, предложил снять сверхдорогой и беспрецедентно длинный фильм об обороне Севастополя. Для организации массовых съёмок на местах сражений требовалась Высочайшая поддержка. Понимая, что добиться её будет невозможно, Ханжонков поставил условие: Гончаров должен сам поехать в Петербург и ходатайствовать в императорской канцелярии, и если поездка будет безуспешной, Гончаров больше не будет обращаться к Ханжонкову ни с какими предложениями. Ханжонков одолжил Гончарову денег на официальный костюм и поездку, предполагая, что такой небольшой ценой избавит себя от дальнейшего общения с назойливым режиссёром. Однако поездка внезапно обернулась полным успехом — Гончаров не только заручился Высочайшей поддержкой, но и добился того, что фильм был частично профинансирован из казны.
- По распоряжению Николая II к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые постарались максимально точно воссоздать реалии Севастопольской обороны. Но от исторических неточностей это фильм не спасло.
- Батальные сцены в этом фильме впервые в мире снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов.
- «Оборона Севастополя» стала первым российским полнометражным фильмом.
- В съёмках принимали участие регулярные подразделения Русской армии и ветераны обороны Севастополя 1854-55 годов.
- Первый показ фильма состоялся 26 октября 1911 года в царском дворце в Ливадии, зрителями стали Николай II и члены царской семьи.
- Так как затраты на производство фильма достигли 40 тысяч рублей, вернуть эту сумму путём обычной продажи копий фильма прокатчикам не представлялось возможным — даже несмотря на ажиотажный спрос. Ханжонков обратился за советом к директору московского отделения «Пате» М.Гашу, который посоветовал смириться с убытками, так как, по мнению последнего, «в одной стране с её ограниченной сетью кинематографов безусловно нельзя покрыть подобных затрат»Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии. — М., Л.: Искусство, 1937. — с.54-55., и рассматривать прокат фильма как чисто рекламное предприятие. Ханжонков не мог себе позволить этого, так как на съёмку фильма были брошены практически все его средства. В итоге Ханжонков не только спас ситуацию, но и получил значительную чистую прибыль, применив небывалую схему проката — он начал передавать владельцам кинотеатров исключительные права на демонстрацию картины в определённых губерниях, уездах и городах, исключительно за наличный расчёт, выдавая им любое требующееся число позитивных копий фильма по цене только обработанной плёнки. Успех был колоссальным, несмотря на сопротивление союзов кинопрокатчиков Москвы и Петербурга (которые тем самым уступили право проката картины в столицах провинциальным прокатчикам и сильно на этом проиграли).
- «Оборона Севастополя» демонстрировалась в крупных кинотеатрах под специальное музыкальное сопровождение и даже звуковые «спецэффекты» — стрельба и пушечные залпы изображались холостыми выстрелами за кулисами (некоторые сеансы даже приходилось прерывать по требованию публики, чтобы проветрить помещение от пороховых газов).
- Сохранился только сокращённый монтаж фильма с новыми титрами, подготовленный для собрания Госфильмофонда. Из него, в частности, были удалены все эпизоды подчёркнуто религиозного и монархического содержания.
- Эпизод с танцем «Барыня» не был постановочным. Оператор снял танец участников массовых сцен в перерыве между съёмками. Впоследствии было решено включить эти кадры в фильм.
- Фильм перешёл в общественное достояние.
Съёмочная группа
- Режиссеры и сценаристы: Василий Гончаров и Александр Ханжонков
- Операторы: Луи Форестье и Александр Рылло
- Художник: В. Фестер
- Композитор: Георгий Козаченко
- Консультант: полковник М. Ляхов
Источники и примечания
Публикации в прессе
«На днях последовало разрешение на использование хранилища севастопольского музея для воспроизведения в картинах кинематографа эпизодов обороны Севастополя. Разрешено сфотографировать исторические места обороны в пределах, не составляющих государственной тайны, и использовать, с согласия местного военного начальства, группы войск для изображения батальных сцен. На днях в Севастополь приехал с этой целью режиссер исторических кинемо-картин В. М. Гончаров и осмотрел 4-й бастион, батарею Жерве, Малахов курган и другие места, которые будут сняты для кинематографа. Для самого изображения батальных картин, получено разрешение использовать целую пехотную дивизию, крепостную и пешую артиллерию, для чего начальниками крепостей севастопольской артиллерии заказано уже несколько тысяч разрывных снарядов. В скором времени начнутся подготовительные работы саперной роты для подземных взрывов и мин. Уже приготовлены подводные лодки, на которых будут поставлены борты исторических потопленных кораблей для съемки в картинах моментов потопления нашего флота. Получены также все костюмы иностранных войск: английских, французских, турецких. В газетах печатаются объявления, приглашающие всех оставшихся еще в живых участников славной обороны принять участие в этой воскресаемой ныне исторической картине. Музыку к картинам пишет Г. А. Казаченко.»
«В Севастополе в течение нескольких дней происходил настоящий бой. Топили наш флот на том самом месте, где действительно это событие совершалось, во время обороны. Делали атаки на Малахов курган и отбивали их, устраивали генеральный бой на всех бастионах, в которых участвовало несколько тысяч человек и т.д. Израсходовано около 3-х тысяч разрывных снарядов и все это делалось ради кинематографа, воспроизводящего в точности картину обороны.»
Страницы: 1 2