КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Одержимая (фильм, 1981)


Русское названиеОдержимая бесом
Оригинальное названиеPossession
Жанрфильм ужасов
РежиссёрАнджей Жулавски
СценаристАнджей Жулавски
Фредерик Тютен
АктёрыИзабель Аджани
Сэм Нилл
КомпозиторАнджей Коржиньски
ОператорБрюно Нюиттен
СтранаФранция
Время123 мин.
Год1981
imdb_id0082933

«Одержимая» (Possession) — артхаусный фильм ужасов, снятый в 1981 году французскими кинематографистами во главе с режиссёром Анджеем Жулавским на английском языке. Это единственный англоязычный фильм Жулавского. Сценарий написан режиссёром (при участии Фредерика Тютена) в период болезненного для него развода с актрисой Малгожатой Браунек.

Сюжет

Действие происходит в Западном Берлине под сенью Берлинской стены. Семейная пара, Анна и Марк, воспитывает маленького сына. Работа Марка на спецслужбы связана с частыми командировками. Во время его отсутствия Анна сходит с ума от одиночества и сексуальной неудовлетворённости. За решением своих проблем она идёт в церковь, но перед статуей Христа неожиданно для себя начинает мастурбировать. Вслед за этим символическим зачатием Анна в пустынном подземном переходе теряет контроль над своим телом и после гротескных конвульсий рождает жуткое создание наподобие осьминога с фаллическими щупальцами.

По возвращении с очередного задания Марк понимает, что его брак идёт под откос. Анна ведёт себя странно и подолгу отсутствует дома. Его снедают любовь к жене и ревность. С помощью частного сыщика он выходит на бисексуального любовника Анны и нападает на него с угрозами. Ему невдомёк, что в полузаброшенной квартире на другом конце города Анна предаётся сексуальным утехам со своим головоногим отпрыском. Всех мужчин, кто попадает к ней в квартиру, она скармливает чудовищу. С ходом времени монстр приобретает антропоморфные черты, а к концу фильма принимает обличье её мужа.

Featuring the beautiful French actress Isabelle Adjani A young woman left her family for an unspecified reason. The husband determines to find out the truth ...

Все видео

Премьера и прокат

На премьере в Каннах фильм был встречен с интересом, однако в Великобритании вошёл в список «недостойных видеофильмов» и фактически был запрещён к дистрибуции. На американские экраны его допустили в сильно урезанном виде в канун Хэллоуина 1983 года. Цензоры исключили из картины больше трети хронометража. Этот вариант вызвал насмешки американской прессы как образчик дешёвого гран-гиньоля и не имел никакого успеха у публики. Со временем фильм был переоценен в лучшую сторону. Когда он вышел на DVD, журнал Sight & Sound охарактеризовал работу Жулавского как «одно из самых ярких, прочувствованных нутром изображений распада отношений в истории кино».

Кинокритика

Пытаясь классифицировать «Одержимую», критики проводили параллель с «Отвращением» Поланского и «Выводком» Кроненберга. Жанровая природа фильма до сих пор вызывает споры. Как отмечает Хоберман:

«Одержимая» начинается как необычайно жесткая история развода, затем — не без рвотного рефлекса — выворачивает на психологический распад личности в духе «Отвращения», после чего следует возгонка в залитый кровью авангардный хоррор семидесятых («Голова-ластик», «Выводок»), заканчивается жё всё в царстве дешёвой метафизики типа «Я вышла замуж за монстра из космоса».

Камера Бруно Нюиттена непрестанно кружит вокруг героев, следуя вслед за ними по лабиринтообразным квартирным коридорам и спиралевидным лестницам, то и дело разворачиваясь на 180 или даже на 360 градусов, создавая у зрителя ощущение ускоряющегося головокружения.

Ряд критиков отказывает монстру со щупальцами (его создал маэстро Карло Рамбальди) в физической реальности. В Sight & Sound чудовище названо «излиянием Оно» главной героини, для рецензента Slant Magazine это «отвлечённое воплощение тревоги и одержимости обоих супругов» и т. д.

Многие пишущие о фильме обращают внимание на пропущенный через него мотив двойничества. Оба супруга уходят из жизни, но их заменяют двойники с прямо противоположным темпераментом. В последней сцене фильма двойник Марка пытается войти в дом зеленоглазой детсадовской воспитательницы, которая очень похожа на Анну (её тоже сыграла Аджани).

Актёрские работы

Главные роли исполняют суперзвезда Изабель Аджани (Анна), практически не известный в то время новозеландский актёр Сэм Нилл (Марк) и Хайнц Беннент (любовник Анны), только что прогремевший у Трюффо в «Последнем метро». Аджани признаёт, что ей понадобилось несколько лет, что прийти в себя после актёрской работы, которую Дж. Хоберман назвал «подлинной арией истерики». Поведение её героини справочник Time Out сравнил с поступками «неизлечимо больных бешенством». Неоднозначную реакцию вызвала сцена родов в подземке, где героиня, по словам Хобермана, «истекает кровавой слизью из каждого отверстия». Когда Аджани билась в неистовых конвульсиях, то следовала указанию режиссёра «совокупляться с воздухом». Её бескомпромиссность была отмечена каннским призом лучшей актрисе и национальной премией «Сезар».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить