КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Оглянись во гневе (фильм, 1959)


Русское названиеОглянись во гневе
Оригинальное названиеLook Back in Anger
Жанрсоциальная драма
РежиссёрТони Ричардсон
СценаристДжон Осборн (пьеса) Найджел Нил
АктёрыРичард Бёртон
Клэр Блум
Мэри Юр
ОператорОсвальд Моррис
КомпанияWoodfall Film Productions
СтранаВеликобритания
Время99 мин
Год1959
imdb_id0051879

«Оглянись во гневе» (enLook Back in Anger) — фильм британского режиссёра Тони Ричардсона по одноимённой пьесе Джона Осборна (Великобритания, 1959 год).

Сюжет

Джимми Портер — мужчина 25 лет с университетским образованием в силу жизненных обстоятельств зарабатывает на жизнь мелкой торговлей на рынке. Вместе со своей женой Элисон и другом Клиффом Льюисом он снимает две небольшие комнаты в мансардном этаже дома в промышленном городе Средней АнглииСъёмки проходили в Дерби.. Неудовлетворённость бытом и своим положением Джимми вымещает в виде длинных язвительных тирад в адрес жены, её взглядов на жизнь, её родственников и подруг. Элисон беременна, но сказать об этом мужу не решается. Женщину пытается поддержать её подруга — Елена ЧарлзИмена представлены по переводу Дмитрия Урнова («Оглянись во гневе», , «Искусство», 1978 год). Однажды Элисон не выдерживает очередных моральных издёвок и уезжает к своим родителям. Елена, терпевшая ранее от Портера многократные унижения, неожиданно проявляет к нему романтическую привязанность и легко соглашается на интимную близость. В течение нескольких месяцев их отношения носят ровный характер. В город ненадолго возвращается Элисон и, встретив Елену, сообщает, что потеряла ребёнка. Джимми решается на встречу с женой только на вокзале перед её отъездом. Между ними происходит объяснение. Финальная сцена оставляет надежду на их примирение.

Критика

Фильм не получил столь же положительные отзывы критиков как пьеса. По мнению редактора журнала «Ozus’s World Movie Reviews» Денниса Шварца, это связано, во-первых, с тем что Бёртон откровенно стар для роли Джимми Портера (несоответствие 35-летнего актёра 25-летнему персонажу отмечают многие источники). Кроме того, воплощённый в сценической версии герой находился в поиске, он пытался найти ответы на свои вопросы, чем вызывал сопереживание. В фильме же бунт выражается лишь немотивированными вспышками высокомерного гнева. Обозреватель португальского издания «Cinema em Cena» предположил у персонажа Бёртона наличие невротического расстройства.

Театр "Мозаика" Постановка Людмилы и Игоря Мушкатиных В ролях: Наталья Гильман (Елена), Алина Левитина (Элисон), Роман Басс (Джимми), Андрей Корзников (полко...

Все видео

Награды

  • 1959 год — Национальный совет кинокритиков США включил фильм в пятёрку лучших иностранных кинолент года.
  • 1960 год — Золотой глобус: номинация в категории Лучшая мужская роль в драме (Бёртон).
  • 1960 год — номинации на премию BAFTA в категориях: За лучший фильм (в том числе, и за Лучший британский фильм), За лучшую мужскую роль (Бёртон), За лучший сценарий для британского фильма (Нил).

В ролях

Художественные особенности

Вместе с фильмом «Путь наверх» картина стала первой, ознаменовавшей зарождение в культуре Соединённого королевства направления Британская новая волна. Так называемые «социальный реализм», «драматургия кухонных моек» отдавали предпочтение социальному протесту как таковому, часто в ущерб развитию действия. Авторы картины через своего героя (или антигероя) обличают высшие классы, государство, церковь в регулируемом и управляемом лицемерии. Очевидно, что действительный источник гнева Портера не жена, а общественно-политическая система, которая никогда не допустит его личностного развития до максимального потенциала, поэтому персонаж Бёртона не хочет совершить даже попытки в этом направлении. Элисон и её родители в данной ситуации являются для Джимми лишь воплощением классового противника, что особенно подчёркнуто во время её встречи с отцом — полковником, классическим образчиком офицера пост-колониальной, «старой» Англии.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить