КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Пепел и алмаз
Награды
- 1959 — приз еженедельника «Фильм» за лучший польский фильм 1958 года
- 1959 — приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) на Международном кинофестивале в Венеции
Художественные особенности
Фильм не лишен характерной для Вайды барочной экспрессии. В нём — начиная с самых первых кадров — активно используется христианская символика. Противостояние Польши уходящей и Польши послевоенной под звуки полонеза Огинского представлено как экзистенциальная драма, а финал картины придаёт ей величие исторической трагедии. На визуальные решения оказали влияние «Асфальтовые джунгли» и другие фильмы нуар.
Именно в фильме «Пепел и алмаз» сыграл лучшую свою роль Збигнев Цибульский. При исполнении этой роли он ориентировался на Джеймса Дина в «Бунтаре без причины».
В ролях
- Збигнев Цибульский — Мачек (озвучивал Феликс Яворский)
- Адам Павликовский — Анджей (озвучивал Артём Карапетян)
- Богумил Кобела — Древновский (озвучивал Валентин Грачёв)
- Эва Кшижевская — Кристина (озвучивала Юлия Цоглин)
- Вацлав Застшежинский — Щука (озвучивал Сергей Курилов)
- Адольф Хроницкий — Подгурский, ассистент Щуки
- Ян Цецерский — портье (озвучивал Борис Баташев)
- Станислав Мильский — Пенёнжек (озвучивал Андрей Тарасов)
- Збигнев Сковроньский — Сломка, владелец ресторана (озвучивал Иван Рыжов)
- Игнацы Маховский — Вага (озвучивал Виктор Рождественский)
- Халина Квятковская — жена Станевича
- Артур Млодницкий — Котович (озвучивал Алексей Консовский)
- Александер Севрук — Cвецкий (озвучивал Яков Беленький)
- Виктор Гротович — Францишек Павлицкий (озвучивал Вадим Захарченко)
- Фердинанд Матысик — Сташек Гавлик
- Барбара Краффтувна — Стефка, невеста Сташека
- Зофья Червиньская — буфетчица Лили
Продолжение
Тематическим продолжением «Пепла и алмаза» должен был стать снятый Вайдой 35 лет спустя фильм «Кольцо с орлом в короне». В этот фильм режиссёр включил автоцитату из «Пепла и алмаза» — знаменитую сцену, когда Мачек поджигает водку в рюмках в память о погибших друзьях. На съемках «Пепла и алмаза» в рюмках на самом деле был бензин, потому что он дает более яркое пламя, чем спирт.
Видеоиллюстрация к лекции.Все видео
Съёмочная группа
- Режиссёр: Анджей Вайда
- Сценарий: Ежи Анджеевский, Анджей Вайда
- Продюсер: Анджей Вайда
- Оператор: Ежи Вуйчик
- Художник: Роман Манн
- Композиторы: Филип Новак, Ян Кренц
- Монтаж: Халина Наврок
Работа над фильмом
Фильм снимали в Тшебнице и во Вроцлаве. Збигнев Цибульский играл в своей повседневной одежде (джинсы, брезентовая сумка через плечо) и тёмных очках, что не соответствовало историческим реалиям 1945 года.Интервью Анджея Вайды к изданию фильма в «The Criterion Collection»
У «Пепла и алмаза» возникли серьёзные цензурные трудности. Ответственных за идеологию смущало то, что антикоммунист в исполнении Цибульского, даже убив партийного функционера, не теряет романтического ореола. На кинофестиваль в Венеции фильм попал по инициативе мелкого чиновника вопреки решению партийного руководства. Хотя ленту показали вне конкурса, она была замечена и получила мировое признание. К показу в СССР фильм был допущен только в 1965 году.
Музыка в фильме
- Ф. Шопен, полонез ля мажор, Op. 40.
- М. Огинский, полонез «Прощание с Родиной».
- «Красные маки на Монте-Кассино», песня Альфреда Шютца на слова Феликса Конарского.
- «Тёмная ночь», песня Н. Богословского (исполняется без слов).
- «Южно-Уральская», песня В. Соловьева-Седого на слова А. Фатьянова.
Страницы: 1 2