КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Пепел и алмаз


Награды

  • 1959 — приз еженедельника «Фильм» за лучший польский фильм 1958 года
  • 1959 — приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) на Международном кинофестивале в Венеции

Художественные особенности

Фильм не лишен характерной для Вайды барочной экспрессии. В нём — начиная с самых первых кадров — активно используется христианская символика. Противостояние Польши уходящей и Польши послевоенной под звуки полонеза Огинского представлено как экзистенциальная драма, а финал картины придаёт ей величие исторической трагедии. На визуальные решения оказали влияние «Асфальтовые джунгли» и другие фильмы нуар.

Именно в фильме «Пепел и алмаз» сыграл лучшую свою роль Збигнев Цибульский. При исполнении этой роли он ориентировался на Джеймса Дина в «Бунтаре без причины».

В ролях

Продолжение

Тематическим продолжением «Пепла и алмаза» должен был стать снятый Вайдой 35 лет спустя фильм «Кольцо с орлом в короне». В этот фильм режиссёр включил автоцитату из «Пепла и алмаза» — знаменитую сцену, когда Мачек поджигает водку в рюмках в память о погибших друзьях. На съемках «Пепла и алмаза» в рюмках на самом деле был бензин, потому что он дает более яркое пламя, чем спирт.

Видеоиллюстрация к лекции.

Все видео

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Анджей Вайда
  • Сценарий: Ежи Анджеевский, Анджей Вайда
  • Продюсер: Анджей Вайда
  • Оператор: Ежи Вуйчик
  • Художник: Роман Манн
  • Композиторы: Филип Новак, Ян Кренц
  • Монтаж: Халина Наврок

Работа над фильмом

Фильм снимали в Тшебнице и во Вроцлаве. Збигнев Цибульский играл в своей повседневной одежде (джинсы, брезентовая сумка через плечо) и тёмных очках, что не соответствовало историческим реалиям 1945 года.Интервью Анджея Вайды к изданию фильма в «The Criterion Collection»

У «Пепла и алмаза» возникли серьёзные цензурные трудности. Ответственных за идеологию смущало то, что антикоммунист в исполнении Цибульского, даже убив партийного функционера, не теряет романтического ореола. На кинофестиваль в Венеции фильм попал по инициативе мелкого чиновника вопреки решению партийного руководства. Хотя ленту показали вне конкурса, она была замечена и получила мировое признание. К показу в СССР фильм был допущен только в 1965 году.

Музыка в фильме

  • Ф. Шопен, полонез ля мажор, Op. 40.
  • М. Огинский, полонез «Прощание с Родиной».
  • «Красные маки на Монте-Кассино», песня Альфреда Шютца на слова Феликса Конарского.
  • «Тёмная ночь», песня Н. Богословского (исполняется без слов).
  • «Южно-Уральская», песня В. Соловьева-Седого на слова А. Фатьянова.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить