КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Письма мёртвого человека


Русское названиеПисьма мёртвого человека
Жанрфантастика, психологическая драма, антиутопия, постапокалиптика
РежиссёрКонстантин Лопушанский
СценаристВячеслав Рыбаков
Константин Лопушанский
Борис Стругацкий
Алексей Герман
АктёрыРолан Быков
Иосиф Рыклин
Виктор Михайлов
КомпозиторАлександр Журбин
ОператорНиколай Покопцев
Время88 мин
Год1986
imdb_id0091759

«Письма мёртвого человека» — первый полнометражный фильм Константина Лопушанского (1986). Отражает популярную в годы «холодной войны» теорию ядерной зимы.

Фильм стал одним из заметных кинофестивальных событий 1986—1987 гг., получил ряд наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. Получил Государственную премию и сыгравший главного героя Ларсена Ролан Быков.

Сюжет

Действие фильма происходит в неназванном городе, через некоторое время после окончания ядерной войны, случившейся из-за того, что подавившийся кофе ракетчик не успел отменить непроизвольный старт ракеты с ядерной боеголовкойНа кадре из фильма показан взрыв возле двух высоких башен, по виду своему похожих на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Перед этим показан город на берегу залива, внешне похожий на Нью-Йорк.. Учёный, нобелевский лауреат Ларсен спасается от последствий ядерной бомбардировки в подземелье исторического музея, в котором работала до войны его супруга, не успевшая вовремя спуститься в бомбоубежище и теперь страдающая от болезни, вызванной, по-видимому, значительной дозой радиации. Вместе с ними в подземелье живут бывшие сотрудники музея. Каждый из них по-своему переживает трагедию человечества — кто-то пишет книгу-размышление о причинах случившегося, кто-то готовит послание будущей цивилизации, а кто-то размышляет о построении будущего подземного человечества с новой моралью и нравственностью. Рядом с подземельем расположен медицинский бункер, где продолжает работу друг Ларсена, снабжающий его медикаментами для умирающей жены.

В результате ядерной катастрофы погибла большая часть населения, остальные — обречены на медленную смерть...

Все видео

Центральной темой кинофильма является поиск смысла существования, рационального объяснения невероятного стремления человека к тотальному самоубийству при помощи новейших достижений науки. Главный герой — ЛарсенФигура главного героя считается списанной с академика Сахарова. В частности, Ларсен обладает такой же гуманистической позицией и волей, а также является лауреатом Нобелевской премии мира. — не может поверить в гибель человечества от собственных рук и раз за разом пытается найти подтверждение того, что произошедшее — лишь некий этап на пути развития. Он исследует показания сейсмических приборов, пытаясь понять — идёт ли война, или же ничего этого нет; пытается построить математическую формулу и вывести положительную гипотезу, объясняющую происшедшее, но будучи не в силах сделать этого, приходит к выводу, что то, что произошло — произойти не могло по определению. Своего рода отдушиной для Ларсена становятся письма, которые он пишет своему, скорее всего погибшему во время бомбардировки сыну Эрику. В этих письмах он исповедуется перед сыном и перед самим собой, пытаясь оправдать человека перед лицом здравого смысла. Между тем выжившие готовятся к переселению в центральный бункер — в глубокую консервацию на десятки лет, а может быть, и навсегда.

За порогом бункера оказываются бывшие воспитанники приюта при храме, который когда-то возглавлял знакомый Ларсена, пастор. Дети пребывают в состоянии каталепсии и, по словам осмотревшего их врача, не могут попасть в бункер — им не находится места, поскольку власти «не могут обеспечить жизнью даже здоровых». Ларсен отказывается от эвакуации в центральный бункер ради того, чтобы остаться с детьми. Он и дети вместе пытаются отпраздновать наступающее Рождество — собирают импровизированную ёлку и даже выходят на улицу, чтобы увидеть первую звезду, но небо затянуто смогом от ядерного пожара. Ларсен умирает, а дети уходят куда-то вдаль, в темноту ядерной ночи, воплощая собой надежду на то, что ещё не всё погибло в уничтоженном рукотворным мечом апокалипсиса мире.

Производство

Сценарий фильма изначально был более длинным, с большим количеством эпизодов и героев, но режиссер-дебютант в процессе съемок многое выбросил и к концу совершенно запутался в материале (его было снято очень много, на 2 серии по полтора часа минимум), поэтому окончательный монтаж фильма доверили Семёну Арановичу и Алексею Герману. Художниками - постановщиками фильма были Виктор Иванов и Елена Амшинская. Роль Быкова озвучил Зиновий Гердт, что вызвало крайнее недовольство первого. Быков даже намеревался подать в суд на съёмочную группу, но затем передумал, добившись того, что смонтированная роль была им вновь переозвучена.Ролан Быков. «Я побит — начну сначала. Дневники». — М.: изд-во «АСТ Астрель», 2010

В ролях

Резонанс

Выход картины практически совпал с Чернобыльской аварией, поэтому для своего времени картина была очень острой и шокирующей. По-прежнему продолжалась и «холодная война», основанная на гонке ядерных вооружений.

Награды

  • 1986
    • Гран-при, Приз FIPRESCI на МКФ в Мангейме (Германия);
    • Специальный приз жюри на МКФ в Трое;
  • 1987
    • Главный приз на МКФ в Варне;
    • Приз Французской федерации киноклубов на КФ в Каннах;
    • Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых;
    • Приз за режиссуру на 8-м МКФ экспериментальных фильмов в Мадриде;
    • Специальный приз жюри ВКФ в Тбилиси;

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить