КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Письма мёртвого человека
Русское название | Письма мёртвого человека |
Жанр | фантастика, психологическая драма, антиутопия, постапокалиптика |
Режиссёр | Константин Лопушанский |
Сценарист | Вячеслав Рыбаков Константин Лопушанский Борис Стругацкий Алексей Герман |
Актёры | Ролан Быков Иосиф Рыклин Виктор Михайлов |
Композитор | Александр Журбин |
Оператор | Николай Покопцев |
Время | 88 мин |
Год | 1986 |
imdb_id | 0091759 |
«Письма мёртвого человека» — первый полнометражный фильм Константина Лопушанского (1986). Отражает популярную в годы «холодной войны» теорию ядерной зимы.
Фильм стал одним из заметных кинофестивальных событий 1986—1987 гг., получил ряд наград: Гран-при МКФ в Варне и Мангейме, Приз за режиссуру МКФ в Мадриде, Приз жюри ВКФ в Тбилиси. Получил Государственную премию и сыгравший главного героя Ларсена Ролан Быков.
Сюжет
Действие фильма происходит в неназванном городе, через некоторое время после окончания ядерной войны, случившейся из-за того, что подавившийся кофе ракетчик не успел отменить непроизвольный старт ракеты с ядерной боеголовкойНа кадре из фильма показан взрыв возле двух высоких башен, по виду своему похожих на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Перед этим показан город на берегу залива, внешне похожий на Нью-Йорк.. Учёный, нобелевский лауреат Ларсен спасается от последствий ядерной бомбардировки в подземелье исторического музея, в котором работала до войны его супруга, не успевшая вовремя спуститься в бомбоубежище и теперь страдающая от болезни, вызванной, по-видимому, значительной дозой радиации. Вместе с ними в подземелье живут бывшие сотрудники музея. Каждый из них по-своему переживает трагедию человечества — кто-то пишет книгу-размышление о причинах случившегося, кто-то готовит послание будущей цивилизации, а кто-то размышляет о построении будущего подземного человечества с новой моралью и нравственностью. Рядом с подземельем расположен медицинский бункер, где продолжает работу друг Ларсена, снабжающий его медикаментами для умирающей жены.
В результате ядерной катастрофы погибла большая часть населения, остальные — обречены на медленную смерть...Все видео
Центральной темой кинофильма является поиск смысла существования, рационального объяснения невероятного стремления человека к тотальному самоубийству при помощи новейших достижений науки. Главный герой — ЛарсенФигура главного героя считается списанной с академика Сахарова. В частности, Ларсен обладает такой же гуманистической позицией и волей, а также является лауреатом Нобелевской премии мира. — не может поверить в гибель человечества от собственных рук и раз за разом пытается найти подтверждение того, что произошедшее — лишь некий этап на пути развития. Он исследует показания сейсмических приборов, пытаясь понять — идёт ли война, или же ничего этого нет; пытается построить математическую формулу и вывести положительную гипотезу, объясняющую происшедшее, но будучи не в силах сделать этого, приходит к выводу, что то, что произошло — произойти не могло по определению. Своего рода отдушиной для Ларсена становятся письма, которые он пишет своему, скорее всего погибшему во время бомбардировки сыну Эрику. В этих письмах он исповедуется перед сыном и перед самим собой, пытаясь оправдать человека перед лицом здравого смысла. Между тем выжившие готовятся к переселению в центральный бункер — в глубокую консервацию на десятки лет, а может быть, и навсегда.
За порогом бункера оказываются бывшие воспитанники приюта при храме, который когда-то возглавлял знакомый Ларсена, пастор. Дети пребывают в состоянии каталепсии и, по словам осмотревшего их врача, не могут попасть в бункер — им не находится места, поскольку власти «не могут обеспечить жизнью даже здоровых». Ларсен отказывается от эвакуации в центральный бункер ради того, чтобы остаться с детьми. Он и дети вместе пытаются отпраздновать наступающее Рождество — собирают импровизированную ёлку и даже выходят на улицу, чтобы увидеть первую звезду, но небо затянуто смогом от ядерного пожара. Ларсен умирает, а дети уходят куда-то вдаль, в темноту ядерной ночи, воплощая собой надежду на то, что ещё не всё погибло в уничтоженном рукотворным мечом апокалипсиса мире.
Производство
Сценарий фильма изначально был более длинным, с большим количеством эпизодов и героев, но режиссер-дебютант в процессе съемок многое выбросил и к концу совершенно запутался в материале (его было снято очень много, на 2 серии по полтора часа минимум), поэтому окончательный монтаж фильма доверили Семёну Арановичу и Алексею Герману. Художниками - постановщиками фильма были Виктор Иванов и Елена Амшинская. Роль Быкова озвучил Зиновий Гердт, что вызвало крайнее недовольство первого. Быков даже намеревался подать в суд на съёмочную группу, но затем передумал, добившись того, что смонтированная роль была им вновь переозвучена.Ролан Быков. «Я побит — начну сначала. Дневники». — М.: изд-во «АСТ Астрель», 2010
В ролях
- Ролан Быков — профессор Ларсен
- Вацлав Дворжецкий — Пастор
- Вера Майорова — Анна
- Вадим Лобанов
- Виктор Михайлов
- Светлана Смирнова — Тереза
- Владимир Бессекерных
- Вячеслав Васильев — врач-дозиметрист
Резонанс
Выход картины практически совпал с Чернобыльской аварией, поэтому для своего времени картина была очень острой и шокирующей. По-прежнему продолжалась и «холодная война», основанная на гонке ядерных вооружений.
Награды
- 1986
- Гран-при, Приз FIPRESCI на МКФ в Мангейме (Германия);
- Специальный приз жюри на МКФ в Трое;
- 1987
- Главный приз на МКФ в Варне;
- Приз Французской федерации киноклубов на КФ в Каннах;
- Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых;
- Приз за режиссуру на 8-м МКФ экспериментальных фильмов в Мадриде;
- Специальный приз жюри ВКФ в Тбилиси;