КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Последнее метро


Русское названиеПоследнее метро
Оригинальное названиеLe Dernier Métro
Жанрдрама / мелодрама
РежиссёрФрансуа Трюффо
ПродюсерФрансуа Трюффо
СценаристСюзанн Шиффман
Франсуа Трюффо
АктёрыКатрин Денёв
Жерар Депардьё
КомпозиторЖорж Делерю
ОператорНестор Альмендрос
СтранаФранция
Время133 мин.
Год1980
imdb_id0080610

«После́днее метро́» (frLe Dernier Métro) — историческая драма 1980 года с Катрин Денёв и Жераром Депардьё в главных ролях. Второй фильм задуманной Франсуа Трюффо трилогии о сценических видах искусств (кино, театр, мюзикл), которая была начата фильмом «Американская ночь» (1973). Это самый успешный во французском прокате фильм Трюффо.Guy Austin. Contemporary French Cinema. Manchester University Press, 1996. Page 32. Лауреат десяти премий «Сезар».

Сюжет

Действие происходит во время нацистской оккупации Парижа. Последнее метро — зримый символ театрального мира, тот поезд, на котором во время оккупации разъезжалась по домам парижская театральная богема. Опоздание на поезд по окончании спектакля означало нарушение комендантского часа. Почти всё действие фильма сосредоточено в пределах одного из театров. Из этого тесного мирка, где все знакомы друг с другом, режиссёр бросает взгляд на судьбу Франции в военные годы.

Одному из самых талантливых режиссёров столицы, Люка Штайнеру (Хайнц Беннент), грозит перемещение в концентрационный лагерь, так как он еврей. Пока он прячется от нацистов в подвале своего театра на Монмартре, обязанности директора исполняет его супруга Марион (Катрин Денёв). Вечером она спускается в каморку мужа, чтобы обсудить с ним детали постановки нового спектакля. В качестве партнёра Марион по спектаклю из «Гран-Гриньола» приглашён многообещающий актёр Бернар Гранже (Жерар Депардьё). Между тем театром пытается завладеть беспринципный коллаборационист Даксиа…



Все видео

В мире театра только кажется, что все друг у друга на виду. На самом деле каждый здесь — актёр, который тщательно играет свою роль и скрывает от окружающих секреты. В крайне плотной повествовательной ткани фильма рассыпаны намёки, кто из персонажей — тайный борец Сопротивления, а кто — коллаборационист, кто — вор, кто — гей, а кто — лесбиянка. Но самую главную тайну — тайну своей любви к партнёру по сцене — Марион Штайнер хранит почти до самого конца. Знаменитая финальная сцена решена Трюффо метатеатрально, в духе Пиранделло.

Интересные факты

  • Сцена, в которой Гранже избивает сотрудничающего с нацистами критика Даксиа, обыгрывает реальный эпизод, когда Жан Маре поколотил театрального обозревателя Алена Лобрё из коллаборационистки настроенного издания Partout. В своих воспоминаниях Маре описал и то «последнее метро», которое вынесено в название фильма.

В ролях

  • Жерар Депардьё — Бернар Гранже
  • Катрин Денёв — Марион Штайнер
  • Жан Пуаре — Жан-Лу Коттен
  • Андреа Ферреоль — Арлетт Гильом
  • Полетт Дюбо — Жермен Фабре
  • Жан-Луи Ришар — критик Даксиа
  • Хайнц Беннент — Люка Штайнер
  • Морис Риш — Раймон Борсье
  • Сабин Одепен — Надин Марсак

Стиль

Как-то раз Трюффо и Жак Риветт брали интервью у своего кумира Жана Ренуара. Великий режиссёр поведал им о съёмках одного из своих последних фильмов, «Золотая карета», который был посвящён жизни актёров комедии дель арте. Так же, как последнее метро в фильме Трюффо, золотая карета у Ренуара воплощала мир лицедейства. И так же, как Трюффо, Ренуар был вынужден в своём фильме о театре пойти на уступки законам театрального жанра.

Оператор Нестор Альмендрос в своей автобиографии вспоминает, что на съёмочной площадке было запрещено открывать окна. Тесные, плохо освещённые помещения, в которых происходит действие, были призваны создавать у зрителя чувство клаустрофобии, созвучное тому, что должны были испытывать загнанные в подполье герои.

Перед началом съёмок Трюффо изучал фильмы сороковых годов. Он просил съёмочную группу добиться стилизации под картины начала десятилетия, снятые в Третьем рейхе на цветной плёнке Agfacolor (напр., :de:Die goldene Stadt). Исходя из этой установки, подбирались костюмы и декорации, играющие бархатистыми оттенками охры. С целью получения приглушённой цветовой гаммы оператор и режиссёр даже рассматривали возможность использования плёнки советского производстваCarole Le Berre. François Truffaut at Work. Phaidon, 2005. Page 282..

Награды и номинации

Награды

  • 1981 Премия «Сезар»
    • Лучшая мужская роль — Жерар Депардьё
    • Лучшая женская роль — Катрин Денёв
    • Лучший фильм — Франсуа Трюффо
    • Лучшая операторская работа — Нестор Альмендрос
    • Лучшая режиссура — Франсуа Трюффо
    • Лучший сценарий — Сюзанн Шиффман, Франсуа Трюффо
    • Лучшая оригинальная музыка — Жорж Делерю
    • Лучшая работа художника-постановщика — Жан-Пьер Кохут-Свелко
    • Лучший звук
    • Лучший монтаж
  • 1981 Премия Давида ди Донателло

Номинации

  • 1981 Премия «Оскар»
    • Лучший фильм на иностранном языке
  • 1981 Премия «Сезар»
    • Лучшая мужская роль второго плана — Хайнц Беннент
    • Лучшая женская роль второго плана — Андреа Ферреоль
  • 1981 Премия «Золотой глобус»
    • Лучший фильм на иностранном языке

Критика

Успех фильма у публики насторожил высоколобых критиков. Режиссёра упрекали в стремлении угодить самым непритязательным зрителям, в поверхностности его ностальгического взгляда на военное время. Тема утаивания и укрывательства настолько заглублена в структуру «Последнего метро», что критик Дэйв Кер увидел в этом метафору творческого бессилия режиссёра, его ухода от реальности: «Временами создаётся впечатление, что весь фильм — о причинах собственной бессодержательности».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить