КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Последний наряд


Русское названиеПоследний наряд
Оригинальное названиеThe Last Detail
Жанрдрама
РежиссёрХэл Эшби
АктёрыДжек Николсон
Рэнди Куэйд
Время103 мин.
СтранаСША
СценаристРоберт Таун
КомпанияColumbia Pictures Corporation
Bright-Persky Associates
Acrobat Productions
Языканглийский
Год1973
imdb_id0070290

«Последний наряд» (enThe Last Detail) — американский «фильм о приятелях» от режиссёра Хэла Эшби. Экранизация романа надо=Пониксен, Дэррил «Последний наряд».

Сюжет

Два унтер-офицера военно-морского флота, Билли Баддаски и Малхолл «Мул», должны доставить моряка Ларри Мэдоуса, попавшегося на мелкой краже, из базы ВМФ США в Норфолке в Портсмутскую военно-морскую тюрьму. В пути Билли и Малхолл выясняют, что Ларри ни разу не был с женщиной, не пил спиртного, ни разу не дрался. Тогда они решают развлечь парня на полную. За пять дней командировки они «открывают» ему новый мир.

Чем больше Мэдоус осознаёт ценность свободы, тем меньше его впечатляет перспектива провести следующие 8 лет за решёткой. В конце концов он решается совершить побег. Карьерные соображения вынуждают конвоиров вернуть юношу к жестокой реальности…



Все видео

Работа над фильмом

«Последний наряд» — одна из классических работ одного из знаковых сценаристов Нового Голливуда, Роберта Тауна. Сценарий готовился специально в расчёте на актёров Джека Николсона и его чернокожего приятеля Руперта Кросса. Таун подверг роман Пониксена существенной переработке: были выпущены сцена гибели героя Николсона, всё, что связано с его красавицей-женой, интеллектуальная составляющая его персонажа.

По меркам того времени, количество мата в фильме зашкаливало: как пошутил продюсер, на протяжении первых 7 минут слово fuck звучало 342 раза. Однако все попытки продюсера заставить сценариста смягчить текст диалогов натолкнулись на глухую стену: «Именно так люди общаются, когда у них нет возможности что-либо изменить: они ворчат», — заявил Роберт ТаунBiskind, Peter. Easy Riders, Raging Bulls. New York: Simon & Schuster, 1998. Page 175..

Руперт Кросс был утверждён на роль Малхолла, но в последний момент отказался от участия в съёмках из-за онкологического заболевания. Коллегами Николсона, таким образом, оказались «необстрелянные» актёры Куэйд и Янг. На роль молодого Мэдоуса рассматривался Джон Траволта, однако предпочтение было отдано фактурному Куэйду: «Есть что-то пронзительное в том, насколько беспомощен этот огромный детина», — заметил по этому поводу Роберт Таун.

Съёмки фильма велись в «щадящем» режиме, сцены снимались в хронологическом порядке, с тем, чтобы неопытные актёры смогли «вжиться» в ситуацию. Создатели фильма долго не могли подобрать оператора и монтажёра. Перед оператором была поставлена задача использовать естественное освещение таким образом, чтобы добиться предельной документальности «картинки».

Поскольку режиссёр тянул с монтажом, а также настаивал на своеобразных переходах между сценами, студия пыталась изъять у него отснятые материалы. Выход фильма в прокат задерживался ещё и по причине обилия мата. Во избежание жёсткого прокатного рейтинга было необходимо вырезать 26 строчек со словом fuck. Премьера состоялась на Каннском кинофестивале, где Николсону был присуждён приз как лучшему актёру.

В 2006 г. Ричард Линклейтер заявил о готовности снять фильм по роману Пониксена, который продолжает сюжетную линию «Последнего наряда».

В ролях

Награды и номинации

Награды
  • Каннский кинофестиваль
    • — Серебряная премия за лучшую мужскую роль (Джек Николсон)
Номинации
  • Премия «Золотой глобус»
    • — Лучшая мужская роль (Джек Николсон)
    • — Лучшая мужская роль второго плана (Рэнди Куэйд)
  • Премия «Оскар»
    • — Лучшая мужская роль (Джек Николсон)
    • — Лучшая мужская роль второго плана (Рэнди Куэйд)
    • — Лучший адаптированный сценарий
  • Премия BAFTA
    • — Лучший фильм
    • — Лучшая мужская роль второго плана (Рэнди Куэйд)

Джек Николсон сильно переживал по поводу неприсуждения ему «Оскара», так как считал роль Баддаски на тот момент лучшей в своей карьереWiley, Mason and Damien Bona. Inside Oscar. New York: Ballentine, 1996. Page 493..

Критические отзывы

Фильм получил прекрасные отзывы в прессе. «Что называется, мужское кино, грубое, матерное, очень печальное и человечное», — такую рецензию дал в «Коммерсанте» М. Трофименков. По мнению кинокритика, «Эшби играет с ожиданиями зрителей», порождая «неподдельный саспенс».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить