КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Призрак (фильм, 2010)


Полански в своём фильме решил сделать образ более обобщённым и отказался придать экс-премьеру портретное сходство с британским политиком. По словам Макгрегора, фильм был бы обречён на провал, если бы его создатели принялись выдавать показанные события за реальные или же попытались сделать Лэнга как можно более похожим на Блэра. По своей манере держаться и внешнему виду герой Броснана многим рецензентам напомнил скорее Рональда Рейгана. Прямолинейность главы государства, замаскированная привлекательной, выхолощенной улыбкой, у рецензента allmovie вызвала в памяти образ Дж. Буша-младшего: «Современное воплощение банальности зла, человек без принципов, ограниченного воображения и интеллекта». В то же время бывший министр иностранных дел своей наружностью напоминает Робина Кука (министра, который не ладил с Блэром по многим вопросам), а промелькнувший на телеэкране вице-президент США — госсекретаря Кондолизу Райс. На роль «призрака» первоначально был утверждён Николас Кейдж, на роль жены экс-премьера — Тильда Суинтон.


Из-за того, что Полански разыскивается американской полицией, съёмки фильма проходили не в США, а в Берлине, на островах Зюльт и Узедом, а также на аэродроме города Штраусберга под Берлином. Доводился фильм на Babelsberger Studios (Potsdam). Вскоре после окончания съёмок Полански был взят под стражу в Швейцарии. Премьера фильма состоялась на Берлинском фестивале, когда режиссёр всё ещё находился за решёткой. Это добавило ему международного резонанса. Такие рецензенты, как Андрей Плахов, при премьерном показе восприняли ленту как критическое высказывание режиссёра по поводу устройства современной правовой системы: «В то время как его хотят судить за сомнительные грехи молодости, настоящие преступники ухитряются править целыми странами».

Трейлер фильма Призрак / The Ghost Writer 2010 на русском языке www.FILMOVOY.ru - Издательство наняло человека чье призвание «Литературный негр», чтобы завер...

Все видео

Режиссёрское мастерство

]] Поланский работал в жанровых координатах политического детектива, которые не предполагают экзистенциальных прозрений. Однако режиссёрские решения Поланского выдают руку опытного мастера. Когда «призрак» выводит героя Броснана на чистую воду, он резко наклоняется к камере, «как будто в него вселились бесы». Со слов Манолы Даргис, один этот образ «стоит дюжины оскаровских номинаций». Первая беседа Лэнга с «призраком» снята так, как будто первый пытается «закадрить» девушку (руки и ноги широко раздвинуты, стакан в руке), — признак того, как одной-единственной позы режиссёру достаточно, чтобы вышелушить психологическое ядро своего героя, его отношение к потенциальной аудитории.

Атмосферности фильму добавляют свинцовые волны зимнего моря, полумонохромные островные пейзажи и часто идущий дождь. Неуютная природа грозит в любую минуту вторгнуться в холодно-серый дом экс-премьера через огромные стеклянные окна. Слишком просторные интерьеры этого ультрасовременного здания созвучны душевному вакууму его обитателей, не исключая и главного героя, который то и дело оказывается заперт в центре симметрично выстроенных мизансцен. Глазу приятно скользить по привлекательно-гладким текстурам элитных особняков, но по мере развития событий от них всё сильнее веет могильным холодом. Странные противоречия и зловещие намёки создают весьма правдоподобный мир, где каждый персонаж за фасадом дружелюбия таит тёмные секреты.

Финальная сцена

В отличие от фильма «Девятые врата», с которым его принято сравнивать, в «Призраке» все убийства, всё насилие оставлено за кадром. Это касается и гибели главного героя в последней сцене фильма. Она была сымпровизирована Поланским по ходу съёмок. В сценарии предполагалось, что Рут последует за писателем на улицу, где он — как и подобает призраку — затеряется в лондонской толпе. В окончательной версии фильма зрителю дано понять, что герой погибает, хотя оставлен элемент повествовательной недоговорённости в духе «Ребёнка Розмари». За происходящим с вывешенного на здании рекламного плаката наблюдает, ухмыляясь, Лэнг. Такая концовка вполне в духе Поланского, герои которого часто бьются в сетях закулисно-иррациональных сил, и победа остаётся именно за ними. Вот как высказался по поводу финальной сцены Макгрегор:

Это снято одним планом. Не думаю, чтобы камера двигалась. Если она и двигается, то показывает, как я выхожу из двери, и затем замирает. Это чудно с повествовательной точки зрения. Это классика режиссуры. Это классический Полански. Можно себе представить, как другие режиссёры сделали бы тут полсотни ракурсов, а он просто разворачивает камеру, предоставляя нашему воображению домысливать, что же произошло за пределами экрана, и это превосходно.

Признание

«Призрак» собрал «Евро-Оскары» 2010 года во всех основных номинациях — «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучший сценарий», «лучшая музыка», «лучшая актёрская работа». Издание Film Comment по результатам опроса более чем 100 профессионалов от кино включило «Призрак» в пятёрку лучших фильмов года. В итоговом рейтинге Slant Magazine фильм Поланского занял 2-е место после греческой ленты «Клык».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить