КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Пурпурная роза Каира


В некоторых своих картинах, где Аллен не задействован как актёр, используется характерный для него приём, когда один из актёров в кадре становится воплощением «Аллена» на экране. В «Пурпурной розе Каира» этот персонаж Сесиллия — она, как свойственно персонажам Вуди Аллена, склонна к романтизму и слишком верит в счастливое будущее . В главной роли начал сниматься Майкл Китон. К его работам Аллен относился с большим уважением, а сам Китон согласился участвовать за очень скромный гонорар, ради чести поработать вместе с мастером. После 10 дней съёмок режиссёр ленты решил, что актёр ему не подходит, так как не соответствует внешности героя-любовника 1930-х годов. В сложном воплощении двойного персонажа Бокстера/Шепперда его заменил Джефф Дэниэлс .

Помимо постоянно снимавшихся в картинах Аллена Миа Фэрроу и Дайян Китон, были привлечён ансамбль известных актёров. Критики отметили достойную игру тех, кто играл «фильм внутри фильма», известных исполнителей 1950—1960 годов Джона Вуда, Зои Колдуэлл, Эда Хермана. Отдельно можно упомянуть небольшую роль звезды MGM 1940 годов — Вана Джонсона .

Руководство кинокомпании «Орион» попыталось повлиять на режиссёра, дабы сделать концовку комедии не столь печальной. Вуди Аллен, которого называют «иконоборцем» за самокритичный подход и своё видение процесса съёмок, отказался. Финал фильма остался таким, как его представил себе режиссёр.

Valery Leontiev with "Purple Rose of Cairo" song at the program "The night of stars at the ORT", 2002. Валерий Леонтьев с песней "Пурпурная роза Каира" в про...

Все видео

Премии и награды

  • 1986 — номинации на премию Оскар
    • Лучший оригинальный сценарий
  • 1986 — Премия «Золотой глобус»
    • Лучший сценарий (Вуди Аллен)
  • 1986 — номинации на «Золотой глобус»
    • Лучший фильм.(музыкальнй/комедия), лучший актёр, лучшая актриса
  • 1986 — Премия BAFTA
    • Лучший фильм, лучший сценарий
  • 1986 — номинация на премию BAFTA
    • Лучшая актриса, лучшие спецэффекты
  • 1986 — номинации на премию «Сатурн»
    • лучшая работа режиссёра, лучший фантастический фильм, лучшая актриса, лучший сценарий
  • 1986 — Премия «Бодил»
    • Лучший неевропейский фильм
  • 1986 — Приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля
  • 1986 — Премия «Сезар»
    • Лучший иностранный фильм
  • 1986 — Премия ассоциации кинокритиков Франции
    • Лучший иностранный фильм
  • 1986 — Премия ассоциации кинокритиков Нью-Йорка
    • Лучший сценарий

В ролях

Восприятие и критика

Фильм «Пурпурная роза Каира» Ален относил к любимым своим фильмам отозвавшись о нём как о случае «когда всё получилось близко к тому, как я задумал» . Большинство критиков положительно восприняли картину и отнесли её к числу лучших созданных мастером. Кинообозреватель New York Times Винсент Кенби назвал комедию «чистым очарованием» и «84 минутами счастья» . Дэйв Кер однако отнёсся к творческому началу картины более прохладно — как к наивной работе новичка, а изыски сценария назвал неумелой пародией на Феллини .

Как и во многих своих работах Аллен легко, словно мимоходом, рассказывает о глубоких философских темах — тонкой грани между вымыслом и реальностью и исцеляющей силе искусства . В «Пурпурной розе Каира» отчётливо прослеживается влияние классики кинематографа, таких фильмов как «Белый шейх» и «Шерлок-младший». Приём разрушения «четвёртой стены», который использует режиссёр далеко не новый в кинематографе, но режиссёр преподнёс его необычным образом.

Важным элементом, создающим атмосферу картины, является визуальный ряд, заслуга оператора Гордона Уиллиса. Хотя фильм повествует о 1930-х, его нельзя назвать стилизацией под старину. У создателей картины была возможность увлечься спецэффектами, которые для своего времени вполне достойны, но они выбрали иной подход . Парадоксальное впечатление создаёт противопоставление реального и вымышленного мира. При этом цветной реальный мир города, в котором живёт героиня пустой, одинокий и мрачный. В противоположность ему чёрно-белый мир «фильма внутри фильма» — праздник и отдохновение души Сесилии.

Сюжет картины достаточно предсказуем, но интрига содержится не в нём . Кульминацией фильма становится столкновение троих героев Бакстера, Шепперда и Сесилии. В этом сюрреалистическом противостоянии раскрывается основная идея картины. Бегство от реальности не может заменить счастье и не может быть продолжительным. В финальных кадрах фильма героиня словно впав в транс и забыв о жестоком разочаровании, наблюдает за танцем Фреда Астера и Джинджер Роджерс .


В широком смысле фильм исследует границы бегства от реальности, равно как размышление о том, чего же не хватает в нашей жизни до полного счастья. Наша героиня столкнулась с выбором: остаться в мире фантазии или вернуться в унылую ежедневную реальность. Мы полностью согласны с выбором героини. Даже безрадостная концовка фильма выглядит вполне естественной и бросает новый свет на то, в чём же всё таки состоит магия кино.


 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить