КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Сердца четырёх


Интересные моменты

Мелочи

  • В комнате Мурашовых висит портрет Пушкина. Героиню Целиковской при этом зовут Александра Сергеевна.
  • Шура дважды передвигается по городу на троллейбусе № 4. Конечная остановка — Ленинские горы, где она и встречается с Колчиным.
  • Галина ездит на зарегистрированном велосипеде, у которого есть свой номер, а именно — 77328.
  • Позвонить по телефонному автомату в 1940—1941 г. стоит гривенник.
  • На столбе у троллейбусной остановки, на которую пришли Шура и Колчин, написан номер 33.
  • В то время, как Шура проваливает экзамен, на доске за спиной профессора виднеется отрывок какой-то фразы: «mens sana». Возможно, что это выражение «Mens sana in corpore sano» (Здоровый дух в здоровом теле) из «Сатиров» древнеримского поэта Децима Юния Ювенала (ок. 60 — ок. 127 г.н. э.). В оригинале это звучит как «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano» (Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом).
  • Где расположены точно так называемые Юрьевские лагеря, определить сложно. У железнодорожной станции, где военные встречают Галину, есть километровый столб за номером 8094. Железнодорожная станция носит название «Берёзки».
  • Колчин везёт Галину в «лагеря» Галину на британском автомобиле «Форд-префект» модификации E93A; профессор Ершов отказывается ехать с ними, так как это «новая модель, на испытаниях». Возможно, здесь имеется в виду советский кабриолет КИМ-10-51, который действительно был выпущен лишь небольшой партией для испытаний.
  • Песня «Всё стало вокруг голубым и зелёным…» исполняется два раза, в обоих случаях без последнего куплета, так как он по смыслу не соответствует переживаниям героев и сюжетной линии в те моменты. В первый раз слова песни звучат из радиоприёмника машины. Женский голос, пропев два представленных выше куплета, начинает третий, совершенно отличный от того, что включён в общеизвестную версию песни. Разобрать о чём идёт речь сложно, так как герои в это время говорят, а затем и вообще выключают радио. Кроме того, при внимательном прослушивании можно обнаружить, что женщина произносит строку: «поёт соловей». Вероятно это была какая-то ранняя или рабочая версия песни. Второй раз героиня Серовой произносит всё так, как написано, и без последнего куплета. Тем не менее, последний куплет все же звучит в фильме один раз — когда Галина, героиня Серовой, едет на тележке на станцию, чтобы вернуться в Москву. Она грустит и напевает именно третий куплет.
  • Э. Геллер, кроме пассажира, сыграл ещё и нервного горца, которому срочно нужно было позвонить по телефону-автомату.
  • В фильме много возрастных несоответствий. В частности, 22-летняя Валентина Серова сыграла старшую сестру Мурашову, которой по фильму должно быть около 30 лет (так как она уже доцент). Андрей Тутышкин в 31 год сыграл старого профессора-астрофизика.
  • При восстановлении в 1988 году в фильм были возвращены ранее вырезанные кадры, где фигурировали портреты Сталина, от которых сохранилось только изображение без звука. Евгений Самойлов и Всеволод Санаев — оба 76-летние — сами заново озвучили реплики своих героев Колчина и Еремеева, и в одном из их диалогов отчетливо слышны пожилые голоса.

Задача на сравнение

Галина даёт Колчину следующий пример. Имеются две величины: среднее геометрическое двух чисел и их среднее арифметическое. Необходимо узнать, какая из этих величин больше. После некоторых затруднений старший лейтенант с блеском доказывает, что среднее арифметическое двух чисел больше среднего геометрического. На доске при этом отображается следующий ход вычислений:


a=\sqrt{m \cdot n}\quad b=\frac{m+n}{2}

Режиссер: Константин Юдин Сценаристы: Алексей Файко, Анатолий Гранберг Оператор: Николай Власов Композитор: Георгий (Юрий) Милютин Художник: Георгий Гривцов ...

Все видео

Решение

d=\sqrt{m\,n}-\frac{m+n}{2}=\frac{2\sqrt{m\,n}-m-n}{2}=

=\frac{-(m-2\sqrt{m\,n}+n)}{2}=\frac{-(\sqrt{m}-\sqrt{n})^2}{2}

\frac{m+n}{2}>\sqrt{m\,n}


Отметим, что вывод, к которому пришёл тов. Колчин, справедлив в том случае, если ~m>0,\,n>0, ~m \ne n и оба числа действительны.

Особенности орфографии

  • На книге, автором которой является Галина, стоит фамилия Мурашева, однако в титрах значится Мурашова (и в оригинальных, и в новых в восстановленной версии 1988 года).
  • Письмо Колчина также представляет определённый интерес с точки зрения орфографии.


Можно отметить отличное от нынешнего написание слова «притти» и использование такого графического средства, как апостроф вместо твёрдого знака.

Книга Галины

При скрупулёзном изучении фильма возможно полностью восстановить титульный лист работы Галины, которую Шура подарила Колчину.


Г. С. Мурашевадоцент М. Г. УКРИВАЯ ОШИБОКИПОНЯТИЕ СЛУЧАЙНОСТЕЙОГИЗГосударственное издательство научно-технической литературы Москва — Ленинград1940


Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик — Константин Юдин
  • Авторы сценария — Алексей Файко, Анатолий Гранберг
  • Оператор — Николай Власов
  • Оператор комбинированных съёмок — Борис Арецкий
  • Художник — Георгий Гривцов
  • Художник по костюмам — М. Жукова
  • Композитор — Юрий Милютин
  • Текст песен — Евгений Долматовский
  • Звукооператор — Вениамин Киршенбаум
  • Звукооформитель — В. Ладыгина
  • Ассистент режиссёра — М. Калугин
  • Ассистент оператора — С. Галадж
  • Монтажёр — Лев Фелонов
  • Помощники режиссёра — В. Слонимский, Ф. Левшина, П. Пашков

Технические данные

ч/б, 13 ч., 2569 м, восстановлен в 1988, 94 мин.

О фильме

Необыкновенная лёгкость картины достигается виртуозной игрой актёров, отточенностью диалогов и реплик, восхитительной музыкой Ю. Милютина и текстами песен Е. Долматовского.

В 1945 году фильм вышел на экран и сразу же завоевал любовь зрителей, вызвав у них ностальгию по довоенному времени (в год выхода лента заняла 5-е место в списке лидеров проката — 19,44 млн зрителей).

После смерти Сталина в рамках борьбы с «культом личности» из картины были изъяты части эпизодов, в которых на заднем плане присутствовал «великий вождь» в виде портрета и статуи. При «восстановлении» фильма в 1988 г. все ранее изъятые моменты были возвращены в картину, но с переозвученной фонограммой. По телевидению в настоящее время показываются оба варианта.

Песни

В фильме две музыкальные темы, которые повторяются несколько раз. Первая из них — это песня, исполняемая Шурочкой, несколько строчек которой затем повторяет и Глеб Заварцев. Вторая тема — песня «Всё стало вокруг голубым и зелёным…» — сопровождает героев Серовой и Самойлова, а также является доминантой всего фильма в целом.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить