КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Сильная жара
Русское название | Сильная жара |
Оригинальное название | The Big Heat |
Жанр | детектив (нуар) |
Режиссёр | Фриц Ланг |
Продюсер | Роберт Артур |
Сценарист | Сидни Бём, Уильям П. Макгиверн |
Актёры | Гленн Форд Глория Грэм Ли Марвин |
Оператор | Чарльз Лэнг |
Композитор | Михаил Бакалейников |
Компания | Columbia Pictures |
Страна | США |
Время | 89 мин. |
Год | 1953 |
imdb_id | 0045555 |
«Сильная жара» (enThe Big Heat, варианты перевода — «Страшная жара» и «Большая жара») — снятый в США фильм-нуар режиссёра Фрица Ланга, вершина его позднего творчества. Принадлежит к поджанру city confidential (рассказ о мафиозной подоплёке жизни в небольших городах), который вошёл в моду после сенатских слушаний о политическом влиянии американской мафии, инициированных сенатором Кефаувером в 1950 году. Премьера ленты состоялась 14 октября 1953 г.
Сюжет
Детектив Дэйв Бэннион расследует смерть своего коллеги, сержанта Тома Данкана. На первый взгляд всё ясно: самоубийство, вызванное болезнью. От любовницы покойного, Люси Чапмен, Бэннион узнаёт, что незадолго до смерти Данкан приобрёл роскошный загородный дом. Вдова покойного отказывается отвечать на вопрос о средствах, на которые была приобретена недвижимость. После визита к вдове Бэнниона отстраняют от ведения дела. Вскоре находят труп Чапмен со следами того, что перед смертью её пытали.
Несмотря на поступающие ему телефонные звонки с угрозами, Бэннион начинает самостоятельное расследование. Он предъявляет обвинения Майку Лагане, главарю местной банды: ни для кого не секрет, что Лагана фактически правит городом и держит полицию в подчинении. Вскоре в машину Бэнниона подкладывают взрывчатку, и при взрыве гибнет его жена Кэти. Понимая, что помощи ждать неоткуда, Бэннион уходит в отставку и начинает одинокую борьбу против Лаганы и купленного им политика Винса Стоуна.
Кондиционеры, вентиляторы, зонты и городские фонтаны. Такие способы защиты от аномальной жары используют...Все видео
Награды
- 1954 — Премия Эдгара Аллана По за лучший фильм
- 2011 — включён в Национальный реестр фильмов
Главный герой
вместо шлема» (Д. Кер).]]
Принципиальное отличие «Сильной жары» от многих других нуаров в том, что пессимистический взгляд на мир распространяется и на фигуру детектива, ведущего расследование. В традиционном нуаре это бастион добра в мире негатива и неопределённости, своего рода рыцарь без страха и упрёка. Зрителю «Сильной жары» предлагается самому сделать выводы о цене моральной несгибаемости главного героя, ведь все четыре женщины, которые попадаются на его пути, гибнут, а сам он не испытывает по этому поводу особых мук совестиКак пишет Эберт, в этом плане особенно характерен эпизод, когда герой Форда, не задумываясь о риске для её жизни, предлагает хромой старушке опознать гангстера-убийцу, посетив его логово.. На пути к торжеству справедливости и возмездию человеческие жизни — лишь «расходный материал для этого волка-одиночки».
Р. Эберт включил «Большую жару» в свой список величайших фильмов, раскопав под фабульной поверхностью «гораздо более мрачный рассказ» о детективе, который не задумывается о цене своей борьбы со злом. Герою Форда представляется, что он в состоянии провести чёткую линию между делами службы и семейной идиллией. Хотя этот расчёт оказывается иллюзорным, Бэннион и не думает признавать своей ответственности за семейную трагедию. Раз за разом он неосознанно становится виновником гибели тех, кто доверял ему, порождая у зрителя вереницу неприятных вопросов: кто всё-таки представляет большее зло — подонки-коррупционеры или слепо прущие напролом борцы с ними? и в любых ли обстоятельствах может быть оправдана борьба с преступностью?
В ролях
- Гленн Форд — Дэйв Бэннион
- Глория Грэм — Дебби Марш
- Ли Марвин — Винс Стоун
- Джанетт Нолан — Берта Дункан
- Александр Скурби — Майк Лагана
- Джослин Брандо (сестра Марлoна) — Кэти Бэннион
Жанр
«Сильная жара» — один из поздних нуаров, где «чёрный» жанр мутирует в нечто новое — полицейский детектив на тему «хороший коп в гнилом городишке». Фильм значим как предвестник целого выводка фильмов 1970-х о вендеттах одиноких полицейских, одержимых борьбой с мафией и коррупцией (напр., «Грязного Гарри»). По замечанию М. Трофименкова, это «один из самых мрачных, нигилистических и двусмысленных образцов нуара», который автор прото-нуара «М», знаменитый Фриц Ланг, «наполнил глубоким пессимизмом, отравил собственным одиночеством и, даже просто рассказывая историю сведения счетов, говорил о ничтожестве всего рода людского».
Режиссура
По мнению экспертов, «Сильная жара» содержит две самые шокирующие сцены за всю историю нуараGeoff Mayer, Brian McDonnell. Encyclopedia of Film Noir. ISBN 978-0-313-33306-4. Pages 102—104.. В одной из них гибнет жена полицейского, во второй — лишается своего лица симпатизирующая ему красотка. Последняя линия, связанная с гротескным образом садиста Винса, напоминает о том, что Ланг — один из крупнейших мастеров киноэкспрессионизма. Два лица Дебби, прекрасное и уродливое, — наглядное воплощение двойственности её личности, ведь она развлекается в кругу гангстеров, за маской беззаботности тая презрение к ним. Почерк крупного мастера различим и в других сценах. Например, в начале фильма главный герой ненароком обрушивает построенный дочерью макет полицейского участка, что предвещает дальнейший ход событий.