КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Следствие ведут ЗнаТоКи. Подпасок с огурцом


Фильм показывает неприглядную сторону жизни коллекционеров и торговцев антиквариатом, их отрицательные черты характера и поступки. Являясь людьми чрезвычайно обеспеченными (между делом в фильме упоминается, что оклейка квартиры Боборыкиных сторублёвыми купюрами в два слоя обошлась бы дешевле, чем находящиеся в ней художественные ценности), они в то же время злы, бездушны и подозрительны, недоверчивы и враждебны как к посторонним, так и к близким людям, живут в психологически тяжёлой обстановке. Так, Муза Боборыкина прекрасно знает, что её муж постоянно ходит по ресторанам с женщинами, но лишь устраивает ему выяснения отношений. Общее впечатление о коллекционерах антиквариата в фильме выходит настолько негативным, что для его смягчения в фильм даже ввели как эпизодических персонажей двух вполне честных и добропорядочных харьковских коллекционеров, которые в разговоре приходят к мнению, что хоть сейчас отдали бы всё накопленное музеям с условием, что это будет выставлено в экспозиции, а не уложено в запасники.

В этом фильме Знаменский «выходит из игры» в самом начале следствия, отказавшись вести дело по личным мотивам (в прошлом он лично знал Пчёлкина, относится к нему резко негативно и считает, что его неприязнь к Пчёлкину может помешать объективности расследования), а дело далее ведёт другой следователь — молодой лейтенант Зыков (Борис Щербаков), демонстрирующий стиль работы со свидетелями и подозреваемыми, сильно отличающийся от манеры Знаменского: резкий, агрессивный нажим, ловушки, неприятные вопросы. Тем не менее он работает вполне эффективно и точно. Позже Зыков появляется ещё в Деле 23 и Деле 24. Также появляется один из колоритных старых героев, Сергей Рудольфович Ковальский (Григорий Лямпе), бывший мошенник по кличке «Хирург» (впервые показан во втором фильме («Ваше подлинное имя»), а потом в восьмом («Побег»)), ныне прочно «завязавший» и работающий продавцом в художественном салоне.

Интересные факты

  • На создании линии с поддельным Фаберже повлияла реальная история дела осуждённого Михаила Монастырского.
  • Стихотворение, которое читает Боборыкин-зять ученикам — «» (1922), автор Карл Сэндберг (1878—1967), в русском переводе «Детская песенка (Есть белая звезда, Джанетта)» (вольный пер. Михаила Зенкевича, опубликованно в книге Валентины Журавлевой «Человек, создавший Атлантиду», 1963).
  • Поясной этюд к «Портрету кардинала Ниньо де Гевара», фигурирующий в фильме, на самом деле находится в небольшом музее в Цюрихе, а портрет в рост, эскизом к которому он служит — в Музее Метрополитен, США.
  • В книге Ольги и Александра Лавровых вместо фигурирующего в фильме портрета кардинала работы Эль Греко похищена и замаскирована другим изображением картина Диего Веласкеса «Инфанта с яблоком». Такой картины среди работ Веласкеса на самом деле нет, мотив яблока используется лишь на полотне «Портрет инфанта Балтасара Карлоса с карликом», но яблоко держит там не принц, а карлик-шут.

Роли и исполнители

Главные роли

В ролях

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить