КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Смерть богов (фильм, 1916)


Русское названиеСмерть богов
(Юлиан Отступник)
Жанрэпическая драма
РежиссёрВладимир Касьянов
СценаристВладимир Касьянов
АктёрыИлларион Певцов (Юлиан), Ю. Дуров (Юлиан ребёнок), В. Градов, балерины М. Фроман и Е. Девильер
ОператорЛуи Форестье
ХудожникА. Якимченко, Н. Еленов, М. Ефимов, А. Прево, И. Полушкин, П. Шепанский
КомпанияТоварищество «Кинотворчество»
Бюджет100 000 рублей
СтранаРоссийская империя
Год1916

«Гибель богов» («Юлиан Отступник») (1916) — немой художественный фильм Владимира Касьянова по мотивам первой части («Юлиан Отступник») одноимённой трилогии Мережковского. Фильм характеризовался большим постановочным размахом и являлся подражанием грандиозным историческим постановкамВ. Вишневский. Художественные фильмы дореволюционной России (1907-1917). М., 1945.. Действие фильма разворачивалось в Древнем Риме в IV веке. Фильм не сохранился.

Фильм вышел на экраны 6 января 1917 года.

История создания

«Мысль побить итальянцев роскошной постановкой давно занимала русских кинодельцов». Получив признание фильмами «Сонька золотая ручка» и «Гуттаперчевым мальчиком», Касьянов «заявил о готовности конкурировать с итальянцами» и написал сценарий. «Однако, когда крупнейшие кинопредприниматели - Ханжонков, Ермольев и другие - подсчитали стоимость постановки, они пришли в ужас». Сумма выходила астрономическая, поскольку для реализации такого сценария нужны были массовые сцены, роскошные спецэффекты и проч. «Дело спас некий помощник присяжного поверенного Д. Портнов, собравший необходимую сумму среди денежных тузов Москвы; фирма «Кинотворчество» предоставила необходимое оборудование, съёмочную аппаратуру и реквизит».Р. Соболев. Люди и фильмы дореволюционного кино. М., 1961, стр. 125-126.

Amazing crane shots within the Babylonian festival sequence from D. W. Griffith's "Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages" (1916)

Все видео

Критика

Фильм пользовался огромным зрительским успехом и в результате смог окупить непомерно огромные расходы. Однако критика отнеслась к фильму настороженно. Рецензент «Проектора» отнёсся к фильму снисходительно: несмотря на то, что было сложно «воссоздать Рим IV века, имея в своём распорядении лишь крымскую природу», фильм получился «весьма удовлетворительно», хотя «недостатков и промахов» в нём было «немало».«Проектор», 1917, № 1-2, стр. 13. Известный русский кинокритик В. Туркин оценил фильм отрицательно: «картина сделана с излишком талантливой самоуверенности и с большой нехваткой научной обстоятельности «Юлиан» напоминает пресловутую «Вампуку» романские легионыили германские полчища нелепо маршируют нелепо вооружены Мастерская изготовлявшая бутафорию, слишком фантазировала в форме хотя бы щитов Наивно сделаны сцены подаров - флота и храма один стиль - ренессанс в баллюстраде - забежал на много веков вперёд Постановка дала легкомысленную трату времени, денег и труда…».

В дальнейшем отношение к фильму было противоречивым. В. Вишневский назвал «Смерть богов» «крупнейшим историческим фильмом того времени», а С. Гинзбург отметил «безусловно добросовестную» режиссёрскую работу.С. Гинзбург. Кинематография дореволюционной России. - М., 1963, стр. 274-275. Б. Лихачёв раскритиковал фильм, назвав его жалкой пародией на итальянские исторические боевики и отметив, что Певцов, играющий Юлиана, «связанный по рукам и ногам режиссёром, не мог никак себя проявить и ограничивался тем, что принимал эффектные позы». Р. Соболев также обругал фильм, однако его критика относилась к литературному источнику («Порочна была сама фабула, нёсшая реакционную мысль о тщетности каких-либо революционных преобразований жизни»), о самом же фильме он скупо заметил: «Фильм вернул затраты, но событием не стал».

Съёмки

Подготовка к съёмкам велась одновременно со съёмками фильма Касьянова «Жизнь, побеждённая смертью»В. Короткий. Режиссёры и операторы русского игрового кино. 1896-1921. М.: НИИ киноискусства, 2009, стр. 183-184. (этот фильм Касьянов назвал «репетицией к "Юлиану"»): в это время «шесть художников занялись изготовлением эскизов и моделей небывалых в нашем кинопроизводстве по размерам декораций, бутафорий, реквизитов и костюмов».В. Касьянов. Вблизи киноискусства. Отрывки из воспоминаний. 1896-1917. - Киноведческие записки. - 1992. - № 13, стр. 185. Р. Соболев писал: «Художники А. Якимченко, Н. Еленов, М. Ефимов, А. Прево, И. Полушкин, П. Шепанский соорудили около Подольска целый античный город и разбили римский военный лагерь, построили настоящий флот. В массовках приняло участие по 3000 человек, одетых в тоги, хитоны и доспехи римских легионеров. Форестье снимал все сцены на задниках или на фоне неба, чтобы ни одна деталь не испортила стиль картины. Впрочем, это ему не всегда удавалось; по сохранившимся кадрам видео, что нет-нет, а белые берёзки или крытые соломой избы выглядывали из-за античных дворцов порой в самый неподходящий момент. Съёмки продолжались в течение семи месяцев…». Б. Лихачёв пишет, что Афины были построены под Москвой, а поход на Персию - на Воробьёвых горах.Б. Лихачёв. Материалы к истории кино в России (1914-1916). - В сб.: Из истории кино. Вып. 3. - М., 1960, стр. 76-77. А. Бек-Назаров свидетельствовал, что Касьянов в постановке массовых сцен использовал опыт Художественного театра. А. Бек-Назаров. Записки актёра и кинорежиссёра. - М., 1965, стр. 75-76.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить