КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Смерть в Венеции (фильм)


Русское названиеСмерть в Венеции
Оригинальное названиеMorte A Venezia
Жанрпритча, драма
РежиссёрЛукино Висконти
АктёрыДирк Богард Бьорн Андресен
Сильвана Мангано
imdb_id0067445
Время130 мин.
СтранаИталия
Франция
ПродюсерЛукино Висконти
СценаристЛукино Висконти
Никола Бадалукко
КомпозиторГустав Малер
ОператорПаскуалино Де Сантис
КомпанияAlfa Cinematografica, Warner Brothers Pictures
БюджетUS$5.000.000
Год1971

«Смерть в Венеции» (itMorte A Venezia) — кинофильм-притча итальянского режиссёра Лукино Висконти, вышедший на экраны в 1971 году, экранизация одноименной новеллы Томаса Манна, затрагивающая тему жизни и смерти, а также однополой любви. Призёр Каннского кинофестиваля 1971 года.

Сюжет

Переживающий духовный и творческий кризис композитор (в книге — писатель, профессия была заменена режиссёром и сценаристом) Густав фон Ашенбах приезжает отдохнуть на курорт Лидо близ Венеции. Однако покоя здесь он не находит, привлечённый красотой юноши-поляка Тадзио, отдыхающего в Лидо с семьёй. Тем временем под задувание сирокко в Венеции распространяется эпидемия холеры, скрываемая от гостей города. В эти дни композитор вспоминает важнейшие моменты своей жизни и переоценивает их заново. Тем временем болезнь добирается и до него…

Фильм — это размышление об эфемерности всего прекрасного в жизни: красоты, любви, юности; о неизбежности смерти.

Цикл «2 ½ смысла: кино как текст»/12.09.2013 Ведущие - Ури Гершович и Дмитрий Мамулия. Дмитрий Мамулия - кинорежиссер, сценарист, теоретик литературы и кино,...

Все видео

Лукино Висконти: «Прежде всего: я не нахожу, что то, о чём говорит мне Манн в «Смерти в Венеции», так жёстко датировано в том смысле, что сегодня уже превзойдено. Я бы сказал, тема этой новеллы — а её можно переосмыслить как тему «смерти искусства» или как тему превосходства «политики» над «эстетикой» — всё ещё остается современной».

Образ главного героя фильма на самом деле сложно-составной. С одной стороны, сюжетная канва событий, происходящих с писателем Густавом фон Aшенбахом из новеллы Манна, сохранена. С другой стороны, присутствуют детали биографии Густава Малера - композитора, чья музыка использована в фильме (в основном из 5 Симфонии), и этот потрясающий звукоряд "делает" фильм если не наполовину, то на треть точно. Как известно, образ Густава фон Аушенбаха в новелле и восходит к Густаву Малеру, поклонником творчества которого являлся Томас Манн. Диалоги же главного героя с его другом Альфредом о музыке и красоте отсылают к роману "Доктор Фаустус" того же Томаса Манна. Aшенбах, великолепно сыгранный у Висконти Дирком Богардом, лишён демонических черт манновского "Докторa Фаустуса". Ими наделён друг Aшенбаха, Альфред, прототипом которого является герой "Докторa Фаустуса" Адриан Леверкюн. Этот персонаж, отсутствующий в манновской новелле, как читали сценаристы, восходит к образу Арнольдa Шёнберга, впервые встретившегося с Малером в 1903 году. Aшенбах "слишком" человечен, и вместе с тем его восхождение к абсолютной красоте таково, что уже не важно, что его последняя любовь, Тадзио, именно мальчик, а не кто-то другой; и что принесение в жертву этой любви своей жизни выглядит на первый взгляд нелепым и бессмысленным. Красота побеждает всё - нелепости, предрассудки, горе, жизнь, смерть. И фильм на тему "смерти искусства" в итоге доказывает противоположное.

Перед самой развязкой в фильме звучит колыбельная Мусоргского на слова А.Островского "Спи, усни, крестьянский сын" из вокального цикла "Песни и пляски смерти" в исполнении Маши Предит.

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Лукино Висконти
  • Сценаристы: Лукино Висконти, Никола Бадалукко
по одноимённому рассказу Томаса Манна
  • Оператор: Паскуалино Де Сантис
  • Продюсер: Лукино Висконти
  • Исполнительный продюсер: Марио Галло
  • Монтажёр: Руджеро Мастроянни
  • Художник: Фердинандо Скарфиотти
  • Художник по костюмам: Пьеро Тоси
  • В фильме использована музыка из 3 и 5 симфоний Густава Малера и колыбельная Мусоргского.
  • Производство Alfa Cinematografica.

Награды и номинации

Картина была удостоена юбилейной премии «в честь 25-летней годовщины Каннского фестиваля», но главный приз «Золотая пальмовая ветвь» все-таки достался фильму британского режиссёра Джозефа Лоузи «Посредник». Некоторые участники церемонии награждения посчитали это оскорбительным для Лукино Висконти.

Картина получила следующие награды:

Награды

  • 1972 — Премия BAFTA
    • Лучшая работа художника — Фердинандо Скарфиотти
    • Лучшая операторская работа — Паскуалино Де Сантис
    • Лучшие костюмы — Пьеро Тоси
    • Лучший саундтрек — Витторио Трентино, Джузеппе Муратори
  • 1971 — Каннский кинофестиваль
    • Приз в честь 25-летней годовщины — Лукино Висконти
  • 1971 — Премия «David di Donatello»
    • Лучший режиссер — Лукино Висконти

Номинации

  • 1972 — Премия «Оскар»
    • Лучшие костюмы — Пьеро Тоси
  • 1972 — Премия BAFTA
    • Лучший актер — Дирк Богард
    • Лучшая режиссура — Лукино Висконти
    • Лучший фильм
  • 1971 — Каннский кинофестиваль
    • «Золотая пальмовая ветвь» — Лукино Висконти

В ролях

  • Дирк Богард — Густав фон Ашенбах
  • Марк Бернс — Альфред
  • Мариса Беренсон — госпожа фон Ашенбах
  • Бьорн Андресен — Тадзио
  • Сильвана Мангано — мать Тадзио
  • Ромоло Валли — менеджер гостиницы
  • Нора Риччи — гувернантка
  • Кароль Андре — Эсмеральда
  • Франко Фабрици — парикмахер

Реакция

Отзывы

Фильм высоко оценён критиками и публикой. Так на сайте «Rotten Tomatoes» он получил 73 процента «свежего» рейтинга критиков и 70-ти процентный рейтинг аудитории.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить