КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Страх съедает душу


Русское названиеСтрах съедает душу
Оригинальное названиеAngst essen Seele auf
Жанрдрама
РежиссёрРайнер Вернер Фассбиндер
ПродюсерРайнер Вернер Фассбиндер
СценаристРайнер Вернер Фассбиндер
АктёрыБригитта Мира
Эль Хейди Бен Салем
Ирм Херманн
Композитормузыка из архива
ОператорЮрген Юргес
КомпанияТанго-Фильм, Мюнхен
Бюджет260000 марок
СтранаФРГ
Время89 мин.
Год1974
imdb_id0071141

«Страх съедает душу» (deAngst essen Seele auf) — кинофильм немецкого режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера. Вольный ремейк классической мелодрамы Дугласа Сирка «Всё, что дозволено небесами» (1955).

Сюжет

Укрывшись от дождя в баре для иностранцев, 60-летняя вдова Эмми Куровски (Бригитта Мира), которая работает уборщицей, знакомится с Али (Эль Хеди Бен Салем), молодым рабочим из Марокко. Али танцует с Эмми, они разговаривают друг с другом, он провожает её домой и остается на ночь. В итоге они становятся мужем и женой. Окружающие не могут понять этот брак. Трое взрослых детей Эмми стыдятся своей матери, соседи судачат, владелец магазина отказывается её обслуживать. Коллеги Эмми по работе тоже презирают её. Не выдержав этого давления, Эмми и Али уезжают на несколько недель в отпуск. Вернувшись домой, они поражаются неожиданной дружелюбности детей, соседей и коллег. Но эта перемена объясняется прежде всего деловыми интересами. Когда внешнее давление на Эмми и Али ослабевает, у пары возникают внутренние проблемы. Несмотря на угрызения совести, Али снова встречается с хозяйкой бара (Барбара Валентин). Когда, придя за Али, Эмми, как в начале фильма, снова танцует с ним, он падает в обморок. В больнице у него обнаруживают язву желудка, которая, как объясняет врач, вследствие стресса является очень распространенным заболеванием в среде гастарбайтеров. Даже если Али поправится, через полгода он снова попадет в больницу. Эмми намерена это предотвратить.

В ролях

  • Бригитта Мира — Эмми Куровски
  • Эль Хейди Бен Салем — Али
  • Барбара Валентин — Барбара
  • Ирм Херманн — Криста
  • Райнер Вернер Фасбиндер — Ойген, её муж
  • Карл Шейдт — Альберт
  • Эльма Карлова — фрау Каргус
  • Анита Бухер — фрау Эллис
  • Густи Крайссль — Паула
  • Вальтер Зедльмайр — Ангермайер, торговец продуктами
  • Лизелотта Эдер — фрау Мюнхмайер
  • Марквард Бом — Грубер, сын домовладельца
  • Харк Бом — врач

Критика

Пятнадцатый фильм Фасбиндера достаточно точно следует шаблону заданному фильмом Сирка «Всё, что дозволено небесами». Фасбиндер используют стилизацию Сирка, цвет, свет, ракурс, кадрирование. Он не только принимает условности мелодрамы заданные Сирком, но и усугубляет их, усиливая социальные типажи, встраивая персонажей в жестко заданные рамки социальных классов. Всеми этими способами Фасбиндер добивается отстранения зрителя от эмоционального соучастия и сочувствия персонажам, заставляя зрителя воспринимать историю на интеллектуальном уровне, приходя к пониманию как возраст, социальный статус, экономический класс определяет способ существования персонажей. Али и Эмми, вполне предсказуемо, в начале своего романа столкнувшись с полным неприятием окружающих, вернувшись из путешествия, обнаруживают перемену в отношении общества. Окружающие теперь принимают их, но это принятие определяется и не выходит за рамки тех социальных ролей, которые позволяют их эксплуатировать.

Ксенофо́бия (от греч. ξένος, «чужой» и φόβος, «страх») — нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чужого как непо...

Все видео

Фасбиндер продвигает свое убеждение, что «любовь лучший, самый коварный, самый эффективный инструмент социального подавления» и «Страх съедает душу» невозмутимая иллюстрация его точки зрения. Уменьшение социального давления приводит героев к одиночеству, они находят, что определяют свои личные отношения ориентируясь на те же предубеждения, что и остальные и становятся более похожи на тех кто презирал их.

Фасбиндер указывает на то что «фильмы, которые говорят о чувствах, которые вы верите у вас есть, реально вы не испытываете, это чувства, которые вы думаете у вас должны быть как у правильного члена общества — такие фильмы должны быть холодные.» Тем не менее холодность фильма, сама по себе вызывает чувства у зрителей, своей холодностью, заставляя их основательно промерзнуть. Таким образом можно отметить парадоксальную способность Фасбиндера снимать фильмы, которые заставляют зрителя не только думать, но и чувствовать.

Интересные факты

  • Название фильма «Angst essen Seele auf» (дословно «Страх съедать душа») грамматически неверно, поскольку это фраза, которую произносит Али, говорящий на ломаном немецком.
  • Фильм был снят за пятнадцать дней в сентябре 1973 года. Он планировался как кинематографическое упражнение во время паузы между съёмками фильмов «Марта» и «Эффи Брист» .
  • Роль Али сыграл друг режиссёра Эль Хеди Бен Салем. В роли хозяйки бара Барбары снялась австрийская актриса Барбара Валентин, которая в 80-х годах была спутницей жизни Фредди Меркьюри, легендарного вокалиста группы Queen.
  • Похожую историю рассказывает горничная в фильме «Американский солдат»:

«Судьба не всегда забавна. В Гамбурге жила уборщица, её звали Эмми, и было ей уже 60 или 65 лет, и однажды, когда она возвращалась домой, начался сильный дождь, и поэтому она заходит в бар, в такой бар для гастарбайтеров, и она садится и пьет колу. Вдруг один парень просит её потанцевать с ним. Он ужасно крупный с безумно широкими плечами. Она находит его привлекательным и танцует с ним. Потом он садится к ней и разговаривает. Он говорит, что ему негде жить, и Эмми предлагает ему пойти с ней.

Да, и дома он переспал с ней, а через несколько дней сказал, что они должны пожениться. Ну они и поженились.

Вдруг Эмми очень помолодела, сзади она выглядела примерно на 30, и полгода они жили безумно счастливо. У них постоянно были вечеринки. Но однажды Эмми нашли мёртвой, убитой. А у неё на шее был такой след от кольца-печатки.

Полиция арестовала её мужа. Его звали Али, и на кольце тоже стояла буква А. Но он сказал, у него много друзей, которых зовут Али, и у них у всех есть такое кольцо-печатка. Тогда они допросили в Гамбурге всех турок по имени Али. Но многие снова вернулись в Турцию, а другие ничего не поняли».

  • В 1974 году фильм демонстрировался в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить