КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Стратегия паука


Русское названиеСтратегия паука
Оригинальное названиеStrategia del Ragno
Жанрдрама
РежиссёрБернардо Бертолуччи
АктёрыДжулио Броджи
Алида Валли
Время100 мин.
СтранаИталия
Год1969
imdb_id0066413

«Стратегия паука» (itStrategia del Ragno) — малобюджетный фильм Бернардо Бертолуччи, снятый для итальянского телевидения в 1969 году по мотивам рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Тема предателя и героя». По словам режиссёра, в «Стратегии паука» он рассматривает те же темы, что и в снимавшемся почти одновременно «Конформисте»: психологические истоки фашизма, вторжение прошлого в настоящее, двойничество отца и сына, героизация предательства.T. Jefferson Kline. Bertolucci’s Dream Loom: A Psychoanalytic Study of Cinema. University of Massachusetts Press, 1987. Page 82.

Сюжет

В начале рассказа Борхес замечает, что описываемые события могли произойти где угодно: «допустим, это было в Ирландии». Действие фильма Бертолуччи, наоборот, неразрывно связано с местом действия. Место действия — итальянский регион Эмилия-Романья, там, где родился фашизм. Съёмки велись на безлюдных улочках ренессансного города Саббьонета. В фильме город назван именем древнеирландской столицы — Тара.Также название утраченного поместья в «Унесённых ветром». Ассоциация с итальянскими словами tara («изъян»), tarantula, tarantella.

Первые кадры фильма напоминают «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Атос Маньяни (Джулио Броджи) выходит из поезда на местной станции, чтобы выяснить подробности смерти отца (его играет тот же актёр). Он попадает на улицу имени своего отца, где установлен его бюст. Надпись гласит, что старший Атос Маньяни — герой антифашистского движения, «подло убитый» фашистами в 1936 году. Полный стариков город, кажется, застыл во времени; он по-прежнему питается жизненной силой павшего героя; все вокруг говорят только о нём.

«Стратегия паука» (итал. Strategia del Ragno) — малобюджетный фильм Бернардо Бертолуччи, снятый для итальянского телевидения в 1969 году по мотивам рассказа ...

Все видео

Расследование приводит молодого Атоса в дом подруги отца по имени Дрейфа.Это имя, образованное от фамилии знаменитого Дрейфуса, ей придумал Атос-старший, заворожённый диалектикой геройства и предательства. Она помогает ему разыскать трёх ближайших товарищей отца по антифашистскому движению. Их показания разнятся на манер «Расёмона». Учащаются флешбэки, в которых отца всё труднее становится отличить от сына, прошлое — от настоящего. Сын всё более идентифицирует себя с отцом.С. В. Кудрявцев. . Печатный Двор, 2008 г.

В конце концов на поверхность выступает истина. Атос-старший с друзьями готовили покушение на Муссолини. Диктатор должен был быть убит в местном театре на представлении «Риголетто» (музыка из которого сопровождает весь фильм). Атос-старший тайно выдал заговорщиков местным фашистам. Друзья решили расквитаться с ним и приговорили его к смерти. Тот предложил инсценировать его убийство фашистами в том же самом театре, чтобы его имя стало знаменем антифашистской борьбы. Предательство Атоса-старшего удалось скрыть от окружающих, и для новых поколений он стал обожаемым символом благородства, борцом за идею.

Подобие сына с отцом проявляется в том, что младший Маньяни не решается открыть горожанам правду. Героическая иллюзия для него дороже неприглядной истины. Он собирает чемодан и отправляется на железнодорожную станцию, чтобы покинуть застывший во времени город. Однако поезд не приходит, и рельсы поросли травою. Атос-младший оказывается пленником Тары, той паутины, которую сплёл его отец, — паутины, в которой истина неотличима от лжи.

Тематика и форма

Кинокритики видят в фильме высказывание молодого режиссёра, ещё находившегося под влиянием Пазолини, на тему принципиальной вымышленности любого историко-идеологического нарратива. Мало того, что история — по своей природе вымысел, одного осознания лжи недостаточно для преодоления её последствий. Для Р. Эберта основной вопрос фильма — «что важнее, кто мы есть на самом деле или то, за кого принимают нас люди?» Режиссёр не спешит дать ответ на этот вопрос.

Темы двусмысленности, непрояснённости, неразрешимости выявляются при помощи кинематографической формы.В статье Болонгаро перечисляются приёмы, с помощью которых создатели фильма сбивают зрителя с толка, заставляют его сомневаться в действительности всего происходящего. Например, беседа Атоса-младшего с другом отца нарочито прерывается монтажными склейками, как будто она растянута во времени, возможно, на несколько дней и наиболее значимая часть информации вырезана из фильма. Оператор В. Стораро методично стирает различия между светом и тенью, между днём и ночью, между прошлым и настоящим. В довоенном прошлом и в настоящем героев изображают одни и те же актёры. Рядом с нестареющим Героем его товарищи кажутся развалинами.Domietta Torlasco. The Time of the Crime: Phenomenology, Psychoanalysis, Italian Film. Stanford University Press, 2008. ISBN 978-0-8047-5802-4. Page 94. Киновремя, таким образом, оказывается застывшим на месте.

Съёмочная группа

  • Режиссёр: Бернардо Бертолуччи
  • Сценарий: Бернардо Бертолуччи, Марилу Паролини, Эдуардо де Грегорио
  • Продюсер: Джованни Бертолуччи
  • Операторы: Витторио Стораро, Франко Ди Джакомо

В ролях

  • Джулио Броджи — Атос Маньяни (сын), Атос Маньяни (отец)
  • Алида Валли — Драифа
  • Тино Скотти
  • Пиппо Кампанини
  • Франко Джованелли
  • Ален Миджетт

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить